Продвигает ли Яндекс свои сервисы в собственной выдаче

На проходившей в Ульяновске конференции «Стачка» Дмитрий Шахов, директор компании РЕМАРКА, при поддержке сервиса видимости AdVodka, представил свой доклад о том, насколько глубоко представлен Яндекс в собственной выдаче.

Давно существует мнение, что Яндекс не гнушается использовать правки в алгоритмах, чтобы выталкивать собственные ресурсы на более значимые места. Неоднократно появлялись в разных аккаунтах в социальных сетях сообщения о захвате ТОПа одним из сервисов Яндекса. Однако никто не брался серьезно исследовать, так ли это на самом деле.

Дмитрий решил исправить это упущение. Исследование проводилось по 13.5 миллионам запросам в период с ноября 2014г. по февраль 2015г. Данные снимались один раз в месяц по региону Москва.

Еще в ноябре 2014 года Яндекс занимал хотя бы одно место в топ-20 собственной выдачи по 32% исследуемых запросов. Тем не менее, большая часть присутствия здесь приходилась на основной домен yandex.ru, нерелевантность присутствия которого по разным запросам не раз отмечалась на тематических форумах и в соцсетях. В декабре доля присутствия сократилась до 12% от всех запросов, и с тех пор находится на этом уровне, а доля основного домена упала в общем числе от всех занятых запросов с 70 до 30%. Таким образом, глюк с почти повсеместным присутствием основного домена яндекса был существенно исправлен.

Что касается отдельных сервисов, то их представленность в выдаче тоже изменилась за время исследования, однако, наибольшее внимание вызвал рост Я.Маркета, так как именно он больше всего представлен в выдаче по коммерческим запросам. Из других сервисов нельзя не заметить сокращение видимости Я.Карт в четыре раза - Яндекс по какой-то причине убрал карты из выдачи по многим запросам.

Рост Я.Маркета пришелся в основном на топ-20 и топ-10, изменение видимости в топ-3 за четыре месяца не столь значительное.

Проверка, по каким запросам Я.Маркет улучшил свою видимость (были проверены запросы от 1000 запросов в месяц) показала, что это в основном геозависимые запросы (на 71,9%) с невысокой конкуренцией (если брать по присутствию морд, то выдач с пятью главными и более - всего 6,8%). И более 70% из этих запросов имеют в выдаче от 4 коммерческих сайтов и более (проверка сделана по методу Игоря Бакалова). То есть, Я.Маркет занимает в основном геозависимые малоконкурентные запросы с достаточным уровнем присутствия на выдаче коммерческих сайтов, забирая у них еще одну позицию в топе.

Распределение по коммерческости выглядит так:

Проверка на то, какие сайты больше всех потеряли или приобрели по запросам, по которым Я.Маркет присутствует в выдаче, показала, что среди лидеров почти исключительно агрегаторы, сервисы отзывов, порталы - сайты с большим числом страниц в индексе. Наибольшие потери понесли сайты с ограниченным индексом - для них просто стало меньше мест на выдаче, тогда как агрегаторы и порталы выросли даже больше чем сам Я.Маркет: их прирост составил от 30 до 75% (у Я.Маркет прирост около 30%).

Была проведена и проверка по конкурентам. И если сервисы Mail.ru показали устойчивое сокращение видимости с декабря (за три месяца минус 15% по числу запросов, по общей частоте запросов почти 30%), то Wikipedia и Youtube показателей существенно не изменили, колеблясь вдоль средних значений. Докладчик предположил, что ситуация с Mail.ru скорее касается работы самого Mail.ru нежели подкрутки со стороны Яндекса.

Так что исследование показало, что несмотря на слухи о подкрутке правил под себя Яндекс крайне трудно уличить в этом. Скорее взят общий тренд на вывод в топ больших сайтов, способных дать ответ на почти любой вопрос в своей нише. На фоне таких правил и растет Я.Маркет, хотя куда лучше него растут остальные большие сайты.

Что касается Google, то доля присутствия в нем сервисов Яндекса медленно но неуклонно сокращается. В целом Яндекс потерял 12% видимости в Google с ноября по февраль. Впрочем, вопрос о намеренных действиях Google здесь остается открытым, равно как и по вопросу видимости Mail.ru в Яндексе. Может, Яндекс просто не умеет продвигать себя в Google.

Андрей Липатцев: Сайты для мобильных. Что нас ждет в ближайший месяц

21 апреля мобильная выдача Google изменится и станет такой, какой никогда не была раньше

Неделя Байнета 2015: Проблемы рынка поисковой оптимизации и тонкости продвижения

С 14 по 17 апреля 2015 года в Конгресс-холле гостиницы «Президент-Отель» в Минске проходит международная конференция по интернет-маркетингу «Неделя Байнета 2015»

Минусинск – новый виток борьбы за ссылкокачественность. Мнения SEO-специалистов

Милый, че? Да, милый, че? Ты проспамил горячо! А я, милая, ниче – Ссылки снимем и ниче

Заголовки Last-Modified и If-Modified-Since

В процессе индексации сайта поисковый робот регламентирует количество запрашиваемых за один обход документов согласно выделенной квоте, зависящей от множества параметров сайта

Самый полный чек-лист для технического аудита сайта: версия 2015

Автор: Джефф Кеньон (Geoff Kenyon) – ведущий консультант по маркетингу в Distilled и Moz. Живет и работает в США, штат Калифорния

Продвижение поисковых подсказок. Анализ алгоритма ранжирования

Николай Хиврин, CEO ALTWeb Group Тема поисковых подсказок на сегодняшний день является одной из самых жарких и актуальных