Продвижение поисковых подсказок. Анализ алгоритма ранжирования

Николай Хиврин, CEO ALTWeb Group

Тема поисковых подсказок на сегодняшний день является одной из самых жарких и актуальных. Поиск предлагает пользователю подсказки с целью облегчить ему поиск, сократив время на формулировку нужного поискового запроса. Однако, поисковые подсказки не только помогают пользователям быстрее получать ответ на свой запрос, они также могут переориентировать область поиска, подсказать что-то пользователю, привлечь его интерес к чему-то другому и, таким образом, перенаправлять трафик.

Корреляция коммерческих фраз с подсказками в Google была проанализирована – ее практически нет, т.е. продвигать подсказки в этой поисковой системе практически невозможно. Однако это не значит, что этот механизм не будет вскоре усовершенствован и может стать со временем еще одним способом продвижения.

По очень большому количеству фраз в Google демонстрируются подсказки, связанные с регионами, т.е. поиск подсказывает города, страны и регионы, где что-то есть из того, что интересует пользователя. Однако при этом алгоритм региональности в поисковых подсказках Google, в отличие от Яндекса, совершенно не работает. Так, например, пользователю, находящемуся в Москве и интересующемуся запросом [грузоперевозки], Яндекс покажет следующие подсказки:

Отметим, что кроме Москвы и Московской области, а также в целом по России, никаких других регионов нет, в то время как Google, по непонятной причине, может подсказывать московскому пользователю поискать грузоперевозки в Кишиневе или, например, в Симферополе:

Как можно увидеть и из других примеров, Google пока в принципе с подсказками работать не умеет. Да и количество подсказок на каждый вопрос, выдаваемое Google, пока значительно уступает подсказкам в Яндексе.

Прежде, чем начать работать с подсказками, нужно понять, какую часть трафика можно будет перенаправить по поисковым подсказкам. Потому что может быть так, что все усилия, направленные на работу с подсказками, в принципе сайту давать ничего не будут, и это желательно установить еще до начала работы, чтобы потом не было жаль зря потраченного времени и усилий.

Для примера можно взять самую популярную тематику «пластиковые окна», посмотреть, какие поисковые подсказки сейчас по ней выводятся, и проанализировать, какая часть трафика перенаправляется по этим поисковым подсказкам.

Если посмотреть на первую фразу в Вордстат без кавычек, то запросов, имеющих вхождение «пластиковые окна» окажется порядка 624 тысяч. Много запросов, соответственно, много чего должно выводиться в подсказках, потому что приличная часть запросов начинается с фразы «пластиковые окна»:

Если взять первую после общей поисковую подсказку «пластиковые окна недорого в москве», то сразу встает вопрос – сколько людей этот запрос набирают, и подкреплена ли его популярность реальной посещаемостью? Это также можно проверить по Вордстату, задав этот запрос в кавычках и с восклицательными знаками:

Как видим, сам этот запрос пользователи набирают 5758 раз в месяц, конкретно точную формулировку данного запроса. Если бы эта фраза не участвовала в подсказках (а она какое-то время в подсказках не была), то ее популярность в поисковике была бы значительно ниже, о чем свидетельствует история показов за предыдущие несколько лет. На графике очень четко видно, что в конце 2013 года эта фраза начала выводиться в поисковых подсказках, и от примерно 500 запросов в месяц обозначился взлет практически до 10 тысяч:

Глядя на график, можно с уверенностью сказать, что все это увеличение практически в 20 раз приходится на поисковую подсказку.

Таким же образом можно проверить следующую фразу, которая встречается в подсказках – «пластиковые окна какие лучше выбрать форум». Вордстат нам говорит, что подобный запрос ищут порядка 2500 раз в месяц. А истории у этой фразы в Вордстате вообще пока нет, что означает, что это фраза абсолютно новая и добавлена в поисковые подсказки буквально недавно:

Это подтверждает тот факт, что рост показов предыдущих запросов полностью обеспечен поисковыми подсказками.

Дальнейший анализ фраз в поисковых подсказках свидетельствует ровно о том же - увеличение частоты фразы происходит, благодаря ее наличию в поисковых подсказках:

Если подсчитать сумму всех переходов по трем выпадающим подсказкам после ввода «пластиковые окна», мы получим (5758 + 2443 + 1276) = 9477 показов (!). Всего лишь три подсказки перенаправили около 10 тысяч сессий. Это много. В совокупности подсказки позволяют перенаправить трафика больше, чем по основному ВЧ запросу. А это - существенный кусок пирога, за который стоит биться.

Что же нужно предпринять для того, чтобы нужная подсказка оказалась в топе? Чтобы люди ее увидели, например, на втором месте после запроса «пластиковые окна»? Ясно, что для ее появления люди должны нужную фразу выбирать. Сервис VPodskazke.ru как раз и занимается созданием сессий для того, чтобы нужная подсказка закрепилась в выдаче.

Из предыдущих слайдов было видно, что все эти подсказки имели от 2 до 5 тысяч сессий, следовательно, для вывода подсказки, аналогичной «пластиковые окна недорого в москве», достаточно обеспечить частоту запросов на уровне конкурирующих подсказок, т.е. 1000 – 5000 запросов в месяц.

Если мы возьмем CTR в 25% для первого места, то нетрудно посчитать, что 5758 * 0,25, дает нам 1439 переходов в месяц. То есть, можно получить около полутора тысяч переходов, если продвинуть подсказку на первое место.

Если взять бюджет на покупку первого места в спецразмещении Директа - 1439 переходов за месяц по 23.30 у.е. * 30 руб. = 1 005 861 руб. за месяц, а покупка 5758 сессии через сервис VPodskazke.ru составит 11 516 руб.

Практика показывает, что достаточно одно месяца для того, чтобы подсказку продвинуть. Подсказка может закрепиться и долгое время не требовать никаких ресурсов для поддержания. Кроме того, при существующих текущих поисковых алгоритмах, сайт, закрепившийся при помощи подсказок на первом месте, довольно тяжело сместить из-за улучшения его поведенческих факторов.

Если оценить среднее время нахождения подсказки в топе в течение полугода после вывода, CTR в 25%, а для вывода требуется месячный объем сессий, то продвижение подсказок эффективно, если стоимость привлечения целевого трафика выше, чем стоимость привлеченных посетителей * 1,5 (6 месяцев * 0.25). Для VPodskazke.ru – 2 руб./задание / 1.5 = 1,3 руб. за посетителя.

Являясь одним из самых дешевых каналов продвижения на сегодняшний день, подсказки положительно влияют на поведенческие факторы сайта:

  1. CTR по отдельным словам из запросов
  2. Увеличение поискового трафика даже для молодых сайтов
  3. Поисковые системы в совокупности получат достаточно сигналов для расчета ПФ

Что влияет на позицию подсказки:

  • Количество запросов (с учетом региона)
  • CTR выбор подсказки из списка выпадающих
  • Количество документов в результатах поиска по подсказке
  • Удовлетворенность пользователя после запроса из подсказки (Метрики pfound и др.)

Подсказки есть витальные и невитальные. Продвигать невитальные подсказки гораздо проще, у них нет связи с конкретным сайтом. А вот по витальной подсказке сайт гарантированно на первом месте и выше CTR, но меньше трафика перенаправляется. Витальную подсказку с названием компании, которую никто не знает, продвинуть практически невозможно именно из-за небольшого количества документов в результатах поиска по этой подсказке. Это говорит, что наличия даже 5 тысяч успешных поисковых сессий для продвижения такой подсказки будет недостаточно. Количество релевантных документов в выдаче по подсказке – очень важный фактор.

В поисковых системах есть очень много вертикальных поисков, которые работают параллельно основному алгоритму и ищут результаты, которые можно добавить в основную выдачу. Например, это может быть поиск новостей.

Так, например, задавая запрос [аэрофлот] мы получаем поисковые подсказки, где на первом месте находится официальный сайт аэрофлота, это и есть та самая вертикальная примесь, или когда набираем слово [курс], получаем сразу в подсказках нужный курс, что также является ничем иным, как проявлением той самой вертикальности.

Новостные подсказки в Яндексе появляются практически мгновенно:

Особенно хорошо работа этого алгоритма видна по сравнению с Google:

Возникает вопрос – а можно ли какую-то подсказку вот также продвинуть за несколько минут, как новостную, набрав какое-то рекордное количество сессий? Специалисты сервиса Vpodskazke.ru занимались подобными экспериментами и пришли к выводу, что скорость появления подсказок в основном алгоритме, составляет для Яндекса в среднем 5-6 дней.

Доклад был представлен на конференции для seo-профессионалов SEMPRO 2015, которая проходила в Киеве 12 марта 2015 года.

Продвигает ли Яндекс свои сервисы в собственной выдаче

На проходившей в Ульяновске конференции «Стачка» Дмитрий Шахов, директор компании РЕМАРКА, при поддержке сервиса видимости AdVodka, представил свой доклад о том, насколько...

Заголовки Last-Modified и If-Modified-Since

В процессе индексации сайта поисковый робот регламентирует количество запрашиваемых за один обход документов согласно выделенной квоте, зависящей от множества параметров сайта

Самый полный чек-лист для технического аудита сайта: версия 2015

Автор: Джефф Кеньон (Geoff Kenyon) – ведущий консультант по маркетингу в Distilled и Moz. Живет и работает в США, штат Калифорния

Сохраненная копия в Яндексе – не верь глазам своим

Сохраненная копия документа является одним из важнейших инструментов в работе оптимизатора

Как Google манипулирует выдачей: итоги расследования FTC США

Авторы: Рольф Уинклер (Rolfe Winkler) и Броди Маллинс (Brody Mullins) Источник: The Wall Street Journal В отчёте, составленном сотрудниками Федеральной торговой комиссии (ФТК...

Юрий Сукач: «SEO-Security: как извлечь пользу из попытки конкурентов завалить ваш сайт»

12 марта на конференции для специалистов поисковой оптимизации SEMPRO 2015 выступил руководитель отдела SEO в компании SEO-Studio Юрий Сукач с докладом на тему: «SEO-Security...