Профилактика проблем сайта при помощи автоматизации

Специфика работы оптимизатора такова, что вокруг всегда есть много людей, которые могут в неё вмешаться. Часто владельцы сайтов и те, кто его наполняют, уверены, что знают, что делать куда лучше SEO-специалиста. Их вмешательство почти всегда обнуляет проделанную работу по оптимизации. В отличие от ситуаций, когда вносящие изменения, руководствуются самыми благими мотивами, конкуренты всегда ищут способ «подгадить» ранжированию сайта, и, случается, делают это довольно успешно. В крупных фирмах по продвижению каждый оптимизатор подчас ведёт до 60 проектов. Ясно, что отследить вручную всё, что может произойти с сайтом, не представляется возможным. Неожиданностей при продвижении может случиться множество. О некоторых из них, как и о путях их преодоления, на конференции «Поисковый маркетинг и продвижение бизнеса в интернете» рассказал руководитель проектов Sape.ru Пётр Савинов.

 

Как в идеале выглядит хороший процесс продвижения? Оптимизатор составляет семантическое ядро, распределяет запросы по страницам, оптимизирует страницы и структуру сайта, мониторит изменения в выдаче и, реагируя на них, вносит правки в тексты, создаёт ссылочный профиль, работает над поведенческими метриками.

Но это в идеале. В реальности же картина часто далека от описанной. В работу оптимизатора вмешиваются самые разные неожиданности: нестабильная работа хостинга может привести к выпадению документов из индекса, клиент сам, либо через своих сотрудников вносит несогласованные правки в документы сайта, конкуренты устраивают провокации в виде плохого ссылочного и накрутки поведенческих факторов, которые часто приводят к наложению санкций со стороны поисковых систем. Понятно, что при нагрузке в несколько десятков проектов удержать контроль над всем невозможно.

Есть ли выход? Разумеется! Как и везде, помогает автоматизированный контроль.

А точно ли нужно всё мониторить?

Чтобы проиллюстрировать важность контроля, докладчик привёл несколько примеров. Один из них совсем свежий, от сентября 2017 года. Технический анализ сервиса автоматического продвижения Seowizard обнаружил ошибку 404 на документах из топ-10 у 145 продвигаемых сайтов. Пользователи получили сообщения об этой проблеме, но, в основном, проигнорировали их. К 15 октября положение было исправлено всего на 25 сайтах из 145. После апдейта от 16 октября 130 сайтов потеряли свои позиции по запросам, под которые были оптимизированы документы с ошибками. 15 сайтов успели решить проблему и сохранили позиции, ещё 10 отреагировали слишком поздно, а остальные 120 не отреагировали вовсе и вылетели из топа.

Подобных случаев множество, и они связаны с разными аспектами существования сайта. Исключить проблемы полностью, разумеется, нельзя. Но минимизировать их вполне возможно. Для этого нужно не следовать за проблемами, а стараться их предотвращать. Алгоритм тут простой:

  • выделяем источники возможных проблем;
  • используем автоматические средства для мониторинга уязвимостей.

Рассмотрим эту стратегию на нескольких примерах.

Риски связанные с работой алгоритмов поисковых систем

Все проблемы, связанные с работой алгоритмов поисковых систем можно распределить по трём группам:

  • падение позиций;
  • выпадение страниц из поисковой базы;
  • наложение санкций.

Если у оптимизатора на продвижении в пределах пяти сайтов, то контролировать данные параметры можно вручную. Учитывая, что такой мониторинг можно осуществлять 2-3 раза в неделю, это не будет критично с точки зрения временных затрат. Другое дело, если продвигаемых сайтов десятки: проверка большого количества сайтов займёт у оптимизатора всё рабочее время, и ему будет некогда выполнять собственно мероприятия по продвижению.

Следовательно, нужно поручить такие проверки роботу, который будет с определённой периодичностью:

  • снимать позиции с помощью автоматических систем мониторинга;
  • отслеживать трафик, получая данные от серверов статистики;
  • контролировать доступность сайта, продвигаемых документов и картинок, связанных с ними;
  • проверять работоспособность исходящих ссылок;
  • мониторить контент страницы, сообщая о любых его изменениях;
  • проверять сайты на наложение санкций, например, в панели вебмастера Яндекса.

Риски, связанные с деятельностью третьих лиц

Перечисленные проблемы обычно бывают следствием каких-то внутренних или внешних проблем. Скажем, наложение санкций может быть следствием накрутки поведенческих факторов, что могут сделать, как конкуренты, так и какой-то энтузиаст из числа работников фирмы, руководствующийся самыми лучшими намерениями. Конкуренты могут изменить ссылочный профиль сайта. К выпадению страниц из индекса может привести нестабильная работа хостинга. И так далее. Поставив на контроль «тонкие места» деятельности сайта, можно своевременно реагировать на нежелательные изменения и, тем самым, предотвращать проблемы перечисленные выше. Выделим главные из таких точек:

  1. Хостинг

Нельзя недооценивать влияние хостинга на продвижение. Длительная недоступность страниц приведёт к выпадению их из индекса, а долгое время загрузки — к ухудшению ранжирования. Необходимо постоянно мониторить эти составляющие. Для этого можно использовать собственных ботов, обходящих документы сайта по расписанию и системы статистики. В частности, Яндекс.Метрика обычно своевременно сообщает о проблемах, связанных с доступностью сайта.

Важность для продвижения скорости загрузки документов хорошо иллюстрирует следующая история из опыта Seowizard.ru.  Так, в сентябре 2017 года системы мониторинга обнаружили у 94 сайтов увеличение времени загрузки страниц до критических величин — более 0,7 секунды. 16 октября у 34 из этих сайтов видимость в Яндексе упала более, чем на 20%. Время загрузки страниц не должно превышать 0,4 секунды, иначе все мероприятия по продвижению могут оказаться бесполезными. Необходимо постоянно мониторить не только доступность документов и время их загрузки, но и работоспособность ссылок, картинок, валидность настройки редиректов и т.д. Какими средствами это можно делать? Это могут быть:

  • собственный бот, проверяющий документы по расписанию;
  • готовые решения, существующие на рынке (например, seoto.me, seowizard.ru).
  1. Деструктивная деятельность конкурентов

Конкуренты могут очень здорово осложнить процесс продвижения сайта несколькими способами. Например, вести целенаправленную кампанию в сети по дискредитации товаров или услуг, предлагаемых на сайте путём размещения в социальных сетях, на форумах и в блогах негативных отзывов о работе сайта и фирмы в целом. Конкуренты могут разместить на ваш сайт большое количество ссылок с коммерческими анкорами, что с высокой вероятностью приведёт к наложению на сайт Минусинска.

Ещё один способ снижения позиций сайта — накрутка поведенческих факторов с использованием ботов, что приведёт к пессимизации сайта на срок более полугода.

Обнаружить «линкбомбинг», в принципе, несложно по аномальному росту SEO-анкоров или резкому увеличению ссылающихся хостов. Накрутка поведенческих факторов также диагностируется, если постоянно следить за статистикой сайта. Осознание проблемы уже является частью её решения. Но ручной мониторинг большого количества сайтов нереален, его и в этом случае следует автоматизировать.

Здесь опять же нужно исходить из того, что проблему легче предотвратить, чем заниматься потом её устранением. Для этого:

  • специальный бот по расписанию должен проверять выдачу по брендовым запросам, что поможет выявить проблемы с репутацией в сети;
  • регулярно проверять ссылочный профиль с целью выявления «плохого» ссылочного (semrush, magesticseo, Яндекс.Вебмастер);
  • постоянный анализ систем статистики (Яндекс.Метрика, Google Analytics) с целью поиска аномального поведения пользователей.
  1. Сотрудники клиента

Влияние сотрудников на продвижение сайта — наиболее частая причина неудач. Излишне активные сотрудники, часто направляемые своим руководителем, вносят в тексты сайта несогласованные изменения и превращают оптимизированные документы в малопригодные для продвижения. Согласовывать вносимые изменения с оптимизатором им и в голову не приходит, т.к. они искренне считают математический подход к текстам, практикуемый при продвижении, в лучшем случае, бессмыслицей, а часто и шарлатанством. В результате, обнаружив падение (или отсутствие ожидаемого роста) позиций документа, оптимизатор одновременно узнаёт, что его выверенный и рассчитанный текст подвергся дилетантской правке, которая отодвинула решение поставленных задач ещё на несколько месяцев.

Еще один пример - в сентябре 2017 года на 19 сайтах были замечены изменения контента на страницах, находящихся в топ-10 по продвигаемым запросам. По оценке сервиса, оптимизация документов упала в среднем на 30%. В итоге, после апдейта 16 октября у 10 из 19 сайтов позиции упали за топ-10.

Понятно, что имея на продвижении, скажем, 30 даже небольших сайтов с количеством страниц по 10-50 на каждом, отследить изменения на них вручную не представляется возможным. Поэтому, как и в предыдущих случаях, такой мониторинг следует автоматизировать. Следует проверять изменения в текстах документов, а также, особенно внимательно в тегах h1 и title. Это можно делать:

  • с помощью собственного бота;
  • прибегнув к использованию сторонних сервисов

Выводы

Как видите, всё сказанное сводится к следующему: для того, чтобы избежать большинства проблем при продвижении, необходимо на раннем этапе диагностировать возникающие недостатки. Правильно реагировать не на возникшую проблему, а на ведущие к ней события: таким образом почти всегда падение позиций можно предупредить. При этом, практически любые обстоятельства, ухудшающие состояние сайта, начиная от технических, заканчивая внешними факторами, возможно обнаружить в автоматическом режиме. Для этого можно написать собственные инструменты, заказав их квалифицированному программисту или обратиться к тем, которые имеются у работающих на рынке продвижения сервисам. Часто эти инструменты предоставляются оптимизаторам бесплатно или со значительными скидками, если соответствующий сервис активно используется для работы над сайтом.

Алгоритм профилактических мероприятий будет примерно следующим:

  • расставляем в нужных точках триггеры, сигнализирующие об изменениях;
  • подключаем машинное обучение, которое поможет выявлять нестандартные отклонения от нормы;
  • автоматизируем мониторинг изменений.

Автоматизация мониторинга состояния сайта освободит оптимизатору время для работы собственно над продвижением. Он сможет более не отслеживать вручную множество мелких и крупных проблем — о них ему сообщат автоматизированные средства:

Оптимизатору нужно будет только своевременно реагировать на них:

Работая на упреждение возможных негативных изменений, оптимизатор делает работу по продвижению более предсказуемой и стабильной.

preview Как использовать SMART-цели в SEO

Как использовать SMART-цели в SEO

Правильно выбранные и поставленные цели – это половина успеха. В статье мы рассмотрим, что представляет собой метод постановки целей по SMART, и как его можно применять в SEO
preview Еще один способ поиска поддоменов в Яндексе с помощью документированных операторов

Еще один способ поиска поддоменов в Яндексе с помощью документированных операторов

Еще один способ применения операторов языка запроса поисковой машины Яндекс для поиска поддоменов сайта
preview Как молодому сайту получить качественные бэклинки?

Как молодому сайту получить качественные бэклинки?

Руководство по построению обратных ссылок. 8 эффективных способов создания качественных бэклинков
preview Мифы и правда о корреляции в SEO

Мифы и правда о корреляции в SEO

В очередном выпуске Whiteboard Friday основатель Moz Рэнд Фишкин рассказал о том, как он относится к корреляционным исследованиям в области SEO
preview Всё, что нужно знать о mobile-first индексации и её влиянии на SEO

Всё, что нужно знать о mobile-first индексации и её влиянии на SEO

В статье мы разберёмся, что это изменение значит для SEO, и каких действий со стороны владельцев сайтов оно требует, а также ответим на часто задаваемые вопросы о mobile-first...
preview Своя модель атрибуции в Power BI для сквозной аналитики? – Легко!

Своя модель атрибуции в Power BI для сквозной аналитики? – Легко!

Статья о том, как, используя Power BI и несколько вспомогательных инструментов, внедрить сквозную аналитику для бизнеса и получить мощный инструмент отчетности