301 редирект: Google меняет правила игры

Правила передачи Page Rank трёхсотыми редиректами сегодня заметно трансформировались.

Сайрус Шепард (Cyrus Shepard) — сотрудник команды Moz. Специализируется на продвижении крупных брендов.

Совсем скоро экспертам отрасли придется переписывать SEO-справочники для начинающих специалистов. И это не случайно. Правила передачи Page Rank трёхсотыми редиректами сегодня заметно трансформировались. Тем, кто хотел бы освежить в памяти теоретическую основу в отношении кодов состояния HTTP можно заранее порекомендовать ознакомиться с этой статьей. Однако, вернёмся к теме публикации и проследим, как изменилось отношение Google к редиректам.

Итак «старые правила SEO» гласили:

  • Код состояния 301 суммарно передаёт странице 15% PageRank. Об этом еще в 2013 году заявлял бывший руководитель Google по борьбе с веб-спамом Мэтт Каттс (Matt Cutts). Он утверждал, что 301 редирект передаёт сайту столько же Page Rank, сколько передала бы входящая ссылка с этого ресурса.
  • Редиректы 302 не передают PageRank. В соответствии с основным назначением, коды ответа сервера 302 Moved Temporarily («перемещено временно») и 302 Found («найдено») характеризуют временное перенаправление пользователя на другую страницу. Поэтому поисковые системы относятся к данной категории редиректов несколько иначе, чем к остальным.
  • При перенаправлении на страницы, защищённые протоколом HTTPS, PageRank передаётся. Во многом это обусловлено тем, что во всех подобных случаях перенаправление осуществляется с использованием 301 редиректа.

Эти аспекты подчас вводят в замешательство специалистов, которые задумываются о переводе ресурса на HTTPS или же о перенаправлении пользователей на другие более актуальные страницы сайта. К примеру, если товара нет в наличии.

В то же время боязнь потерять трафик нередко приводит неопытных специалистов к бездействию, что в некоторых случаях может грозить снижением качества и потерей репутации ресурса в глазах Google. Так, например, многие оптимизаторы откладывают переезд на безопасный протокол HTTPS или избегают перенаправлять пользователей со страниц с устаревшим контентом на более актуальные. К примеру, на главную страницу ресурса или на страницу категории.

Новые правила для кодов состояния HTTP 3xx

Не исключено, что изменение политики Google в отношении перенаправлений было обусловлено стремлением подтолкнуть оптимизаторов и владельцев сайтов к массовому переводу своих ресурсов с HTTP на HTTPS в целях повышения безопасности передачи информации в интернете. Более того, команда Google готовила эти изменения на протяжении нескольких месяцев.

Так в феврале 2016 года Джон Мюллер ещё раз напомнил, что при переходе с HTTP на HTTPS редиректы 302 (Moved Temporarily) и 301 (Moved Permanently) передают PageRank и ссылочный вес от старого адреса страницы к новому. Во многом это было предпринято для того, чтобы вебмастера начали активнее переводить свои ресурсы на безопасный протокол.

Позднее ещё один представитель Google Гэри Илш поведал SEO-миру о том, что для Google не имеет особого значения то, какой код ответа сервера используется для перенаправления — 301, 302 или вообще 307. Все они передают PageRank странице, на которую ведут.

Одним из последних заявлений Гэри Илша стало то, что все трёхсотые редиректы передают PageRank.

30x redirects don't lose PageRank anymore.

— Gary Illyes (@methode) 26 июля 2016 г.

Изменение подхода Google к передаче PageRank при использовании 3xx редиректов наглядно иллюстрирует это изображение:

Можно ли назвать все эти изменения исключительно положительными для SEO? На самом деле, и да, и нет. Несмотря на то, что все они происходят по инициативе Google, использование редиректов сопряжено с определёнными рисками и ограничениями для вебмастеров.

Однако прежде, чем рассуждать о проблемах, вспомним распространённые мифы и вопросы, связанные с этим аспектом.

Можно ли использовать 301 редирект абсолютно для всех случаев, не опасаясь потери трафика?

Нет. Использование перенаправлений всегда сопряжено с определёнными рисками. Хотя страницы не «теряют» PageRank при использовании 301 редиректа, это далеко не единственный сигнал ранжирования для поисковой системы. В реальности их куда больше.

В идеале код ответа сервера 301 должен перенаправлять пользователя на точную копию этой страницы. Единственное, что меняется в этом случае – URL страницы. При такой ситуации потери трафика происходить не должно. Однако не следует ожидать, что абсолютно любое перенаправление пользователей на нерелевантные страницы при помощи указанных выше редиректов будет абсолютно безнаказанным. Попробуйте проставить редирект со страницы, посвящённой творчеству Тейлор Свифт, на лендинг сайта-аффилиата, продающего, к примеру, БАДы. Санкции со стороны поисковика не заставят себя долго ждать.

Не так давно Гленн Гейб поднял довольно актуальную для специалистов тему, в ходе обсуждения которой было получено подтверждение: Google может расценивать страницы с устаревшим контентом как «мягкие» ошибки 404. По сути это означает то, что подобный редирект лишает страницу ссылочного веса и сообщает поисковой системе о её нерелевантности.

Использовать 302 редирект всегда лучше, чем 301.

И снова нет! Некоторое время назад стало известно о том, что Google расценивает 302 (Moved Temporarily) и 301 (Moved Permanently) редиректы как равнозначные. При этом в интернете повсеместно наблюдалась ситуация, когда на веб-сайтах массово использовались коды ответа сервера 302 вместо 301. Это стало причиной «хаотичного» ранжирования страниц в подобных ситуациях.

Несмотря на то, что формально Google расценивает 302 и 301 редиректы как равнозначные, существует ряд проблем, связанных с ранжированием страниц, по отношению к которым применялись подобные способы перенаправлений. Перечислим их:

1. Невозможно с уверенностью говорить о том, что использование 301 и 302 редиректов будет равнозначным во всех ситуациях. Раньше код ответа сервера 302 передавал PageRank. Однако это происходило только по истечении значительного времени с момента его применения. В противоположность 302 редиректу код ответа сервера 301 начинал передавать PageRank странице спустя довольно незначительный промежуток времени. Сегодня до конца не понятно, через какое время код перенаправления 302 начнет передавать PageRank странице.

2. Кроме того, код состояния HTTP 302 («перемещено временно») сегодня является веб-стандартом, и Google здесь далеко не единственный игрок. Таким образом, применение редиректа 302 может расцениваться поисковиками Baidu, Bing, DuckDuckGo и социальными сервисами Facebook, Twitter совершенно иначе. Так что, не следует слепо верить всем обещаниям Google.

Ситуацию наглядно проиллюстрировал Рэнд Фишкин:

Google's made announcements like this before that later showed to work differently in the real world. Pays to be a skeptic in our field.

— Rand Fishkin (@randfish) 26 июля 2016 г.

Удастся ли мне сохранить весь трафик, если я переведу сайт на безопасный протокол HTTPS?

Возможно. Вот несколько рекомендаций, которые помогут перевести ресурс на HTTPS без существенных потерь. Здесь действует простая логика. Google активно стремится к тому, чтобы в ближайшей перспективе все сайты переключились на HTTPS. Ранее представители поиска уже обещали предоставить ресурсам, включившим шифрование, небольшое преимущество в ранжировании.

Однако проблема заключалась в том, что переводя сайты на HTTPS с применением 301 редиректа, вебмастера лишали бы свои ресурсы 15% ссылочного веса. В сравнении с этой потерей небольшое преимущество в ранжировании по сути — ничто. Это и стало главной причиной того, что 301 редирект начал передавать столько же PageRank, сколько и входящая ссылка со страницы.

И все же, невзирая на ссылочные аспекты, миграцию на HTTPS до сих пор можно считать невероятно сложным процессом от грамотной реализации которого зависит дальнейшая судьба ресурса. Хотя команда Moz.com перевела свой ресурс на безопасный протокол около года назад и не жалеет об этом, в ходе «переезда» всплывала масса нюансов и тонкостей, критически важных для успешного ранжирования сайта впоследствии.

Работает ли новое правило в реальности?

Автору этой заметки уже удалось протестировать «новые правила» Google в отношении PageRank и кодов состояния HTTP 3хх на примере переноса на другой домен небольшого сайта. Нововведение начало действовать ещё несколько месяцев назад. То есть, ещё до официального сообщения от представителей поиска.

Как уже говорилось выше, сайт «переезжал» на новый домен, а также переводился на HTTPS. При этом, помимо адресов страниц, все остальные элементы на сайте, такие как: заголовки страниц, контент, изображения и прочие составляющие — оставались неизменными. Это обеспечило максимальную чистоту эксперимента.

После проставления редиректов, автор статьи ожидал, что PageRank ресурса снизится примерно на 15%. Однако этого не произошло. На рисунке ниже показана динамика переходов на сайт после его перехода на HTTPS.

Как видно на изображении, после перевода ресурса на безопасный протокол, поисковый трафик вырос. Причиной увеличения переходов на сайт из поиска могло стать именно обещанное представителями Google незначительное преимущество в ранжировании.

Однако здесь следует быть внимательными. Один небольшой кейс из частной практики не может являться гарантией того, что 301 редирект полностью передает PageRank, а миграция на безопасный протокол гарантирует сайту повышение позиций. И всё-таки это весьма позитивный знак.

Лучшие практики сегодняшнего дня

Хотя ещё слишком рано выявлять лучшие практики и инструменты, уже сейчас можно наметить несколько явных пунктов, которые специалистам придётся учитывать в ближайшем будущем.

  1. Использование любых редиректов сопряжено с некоторыми рисками в плане SEO.
  2. Даже несмотря на то, что все трёхсотые редиректы передают PageRank, код ответа HTTP 301 лучше использовать лишь в случае постоянного перенаправления. (До сегодняшнего дня на практике не доказано, что поисковые системы одинаково относятся ко всем редиректам).
  3. Следует помнить о том, что PageRank и другие ссылочные сигналы — всего лишь часть факторов, которые Google использует при ранжировании страниц.
  4. Важно использовать коды ответа сервера в соответствии с их прямыми назначениями. Лучше не допускать ошибок, ведь важен не только PageRank. Если владелец ресурса перенаправляет пользователя на нерелевантную страницу или, купив новый сайт, редиректит тысячу страниц на главную страницу основной версии, ожидать положительных результатов не стоит.
  5. В идеале при перенаправлении пользователя на другую страницу меняться должен лишь её адрес. Все остальные элементы лучше сохранять в прежнем виде.
  6. Успешный переезд на HTTPS, как правило, не влечёт за собой потерю PageRank. Однако при смене протокола может возникнуть множество других проблем со сканированием и индексированием ресурса. Как результат, они способны привести к снижению позиций и потере поискового трафика.
  7. Изменение адресов страниц в SEO-целях включает в себя:
    • Удаление нескольких параметров запроса из URL.
    • Улучшение общей структуры сайта/упразднение лишних подкатегорий.
    • Добавление ключевых слов в URL.
    • Использование семантических или ЧПУ URL.
Несмотря на то, что использование кодов состояния HTTP 3xx сегодня стало менее рискованным, чем раньше, важно подходить к процессу перенаправления пользователей с особой осторожностью и тщательностью.
preview Тематичность страницы и сайта как фактор ранжирования

Тематичность страницы и сайта как фактор ранжирования

Тематичность в SEO делится на два основных блока: для сайта это список слов, ассоциированных со всем ресурсом или разделом; для страницы это список слов, ассоциированных с...
preview Sape: Как влияют безанкорные ссылки на продвижение запросов

Sape: Как влияют безанкорные ссылки на продвижение запросов

Александр Шестаков, руководитель проекта PR.Sape, в своем выступлении на BalticDigitalDays 2016 представил результаты последнего исследования, проведенного специалистами Sape
preview Ошибки при создании сайтов, которых лучше не допускать

Ошибки при создании сайтов, которых лучше не допускать

Основные проблемы, с которыми сталкиваются как частные специалисты по продвижению, так и SEO-студии, зачастую связаны с тем, что при разработке сайта совершенно не учитываются...
preview 9 SEO-секретов, о которых не говорят вслух

9 SEO-секретов, о которых не говорят вслух

Сегодня в интернете можно отыскать большое количество публикаций, не имеющих ничего общего с рабочей практикой SEO-специалиста. Важная информация, напротив, нередко отсутствует
preview Настоящее ROMI или почему нельзя опираться только на Google Analytics

Настоящее ROMI или почему нельзя опираться только на Google Analytics

Анализ возврата инвестиций в маркетинг или ROMI – это основной показатель, который позволяет оценить эффективность маркетинговой активности бизнеса
preview Продвижение сайтов товаров и услуг в Гонконге, Макао и Тайване

Продвижение сайтов товаров и услуг в Гонконге, Макао и Тайване

Выходить на рынки Гонконга, Тайваня и Макао можно и нужно...