Автор: Дмитрий Запорожец — руководитель отдела SEO Профитатор (Kokoc Group)

12 ноября Яндекс открыл публичный доступ к рейтингу «Топ интернет-проектов в России». Рейтинг уже давно был доступен ограниченному кругу лиц: видимо, поисковик отлаживал алгоритмы и собирал обратную связь от тех, кто получил доступ. И вот наконец все желающие получили возможность его изучить. Рунет был бы не рунетом, если бы из всей этой истории не родились холивары: комментарии и форумы захлестнула волна негодования со стороны возмущенных пользователей, несогласных с рейтингом. Например, некоторые недоумевают, как случилось, что любимый всеми PornHub оказался всего лишь четырнадцатым в профильной категории.

Добавила масла в огонь Mail.Ru Group, заметившая, что такой рейтинг это «примерно как если бы телевизионные рейтинги измерял и публиковал один из телеканалов». Стоит отметить, что аналогичный проект есть и у самой MRG, правда, он строится на основе тех данных, которые передают сайты, поставившие счетчик Mail.Ru. С одной стороны, статистика плюс-минус точная, но с другой – некоторые разделы вызывают сомнения. Например, раздел «Электронная почта» выглядит просто смешно: там нет ни одного популярного почтового сервиса, кроме, собственно, Mail.ru:

Едва ли рейтинг, в котором вообще нет части популярных сайтов, лучше того, который постарался построить хоть какую-то оценку посещаемости этих ресурсов.

Но оставим Mail.Ru Group и разберемся, что не так с рейтингом Яндекса.

Основные претензии рынка:

  • Поисковик якобы может занижать посещаемость тех площадок, с которыми напрямую конкурирует;
  • В части категорий топ выглядит очень непривычно и не совпадает с картиной мира большинства людей;
  • Данные не совпадают с другими открытыми источниками посещаемости.

 Итак, по порядку.

Претензия №1. Яндекс может занижать посещаемость прямых конкурентов

Сразу стоит сказать, что Яндекс максимально обезопасил себя от нападок на корректность цифр по собственным сервисам, потому что открыл реальные данные, которые подгружаются из Метрики и AppMetrica. Соответственно, «обман» возможен только занижением данных конкурентов.

Тематики, в которых у Яндекса есть свои сервисы, довольно конкурентные и крупные. При принятии решения об «утоплении» того или иного конкурента нужно учесть репутационные риски, которые компания понесет в случае, если обман вскроется. Например, для разоблачения поисковика участники рынка могут сравнить процент ошибки у прямых конкурентов (рынок интернет-маркетинга настолько тесен, что поверьте, узнать общую посещаемость крупного сайта топовым игрокам не сложно) и процент ошибки у непрямых конкурентов. В крайнем случае можно просто взять и раскрыть свои данные за один какой-то месяц и показать: вот смотрите, как сильно рейтинг Яндекса врет, не верьте ему. Но пока никто из тех, кто кричит о вселенской несправедливости, не спешит раскрывать свои данные, а значит там небольшой процент ошибки или Яндекс в рейтинге вообще показал больше, чем есть.

Между тем, если взять пару категорий, в которых участвуют сервисы Яндекса, видно, что далеко не везде он первый. Например, статистика «Авиа и жд билеты» за октябрь:

Первый Tutu.ru и это с учетом того, что у Яндекса еще подгружаются данные о посещаемости приложений, а у Tutu.ru – нет.

Категория «Недвижимость» за октябрь:

Аналогично: первый – признанный лидер Cian.ru, второй — Яндекс.Недвижимость, третий —  Домофонд, у которого открытая статистика, а значит, все чисто.

Единственное, в чем можно обвинить Яндекс: за счёт подгрузки данных из AppMetrica он поставил себя в заведомо выигрышное положение по сравнению с сайтами, у которых есть приложения, но которые не открыли доступ данным из AppMetrica. Очевидно, что аудиторию приложений Яндексу оценить практически невозможно в отличие от аудитории веба. А значит в рейтинге все сервисы Яндекса участвуют суммой веб+данные из приложений, а конкуренты — только оценкой веба.

Так или иначе, пока версия о заговоре Яндекса выглядит неубедительно и тот факт, что конкуренты не спешат раскрыть свои данные хотя бы за один месяц и разоблачить поисковик, это только подтверждает. Скорее всего, разоблачать пока нечего.

Претензия №2. В некоторых категориях топ не совпадает с ожиданиями людей

Поисковик рассчитывает рейтинг на основе данных собственных сервисов — Яндекс.Браузера, Элементов и прочих. К сожалению, под «прочими» скрывается слишком многое: учитываются ли клики в Директе и РСЯ, клики с ограники и переходы на партнерские сайты из Яндекс.Недвижимости? Неясно. Поэтому оценим только по известным параметрам.

По данным самого Яндекса, глобальная доля его браузера — 20%, чего может быть недостаточно для точности оценки трафика в некоторых тематиках. Даже если Элементы добавляют еще 5% непересекающихся кликов, может быть перекос в сторону именно аудитории сервисов Яндекса.

Рейтинг могли бы частично спасти данные из Яндекс.Метрики, которая точно стоит на большинстве сайтов рунета. Вот только, как заявляет поисковик, он использует эти данные исключительно с согласия владельца счетчика (что, конечно, правильно). Сложно представить, что кто-то станет делится информацией со всем интернетом, особенно информацией по коммерческим сайтам. Раскрытия таких данных скорее можно ожидать от СМИ, у которых как раз самая большая доля сайтов в открытыми данными Метрики в разделе «Новости и СМИ». Поделится статистикой могут и лидеры контентных проектов, которым нужно продавать рекламу, а значит всё равно показывать потенциальным рекламодателям, что они действительно лидеры тематики. Для них рейтинг может стать одним из источников лидов. Но для других ресурсов раскрывать собственную статистику бессмысленно.

Кроме того, на части мегапопулярных сайтов, чаще всего иностранных (YouTube, Facebook, Google) нет счетчика Метрики. Так что она не сильно помогла бы рейтингу даже в случае использования данных без согласия владельцев ресурсов.

В коммерческих тематиках рейтинг отчасти могла бы оправдать статистика переходов из поиска Яндекса и его рекламных сетей, но неизвестно, используются ли эти данные. Кроме того, большинство сомнительных примеров как раз в контентных разделах, допустим, позиции PornHub в тематике «Для взрослых (18+)» и Facebook в соцсетях.

Многих пользователей возмутило, что по данным за октябрь PornHub в своем разделе не первый, а четырнадцатый. Конечно, постоянным посетителям сайта обидно, но отбросим в сторону теории заговора и порассуждаем логически. Порно тематика особенна тем, что тут больше, чем где бы то ни было, важна конфиденциальность. В случае же посещения PornHub пользователям необходимо залогинится через ВКонтакте:

Не знаю, как другие, но я, если бы хотел скрыть походы на порносайты, точно бы не стал авторизоваться на нем через соцсеть. Любители рассказать про VPN и TOR, вставайте вон в ту очередь: сорокалетний мужик из Смоленска не будет качать TOR или покупать VPN, чтобы смотреть порно. Он просто найдет другой сайт, что, скорее всего, по факту и происходит. Это во-первых.

Во-вторых, есть вероятность, что Яндекс Браузером пользуется не совсем целевая аудитория PornHub, поэтому у Яндекса могут быть слишком некорректные данные, чтобы построить адекватную оценку.

Ну и в-третьих, у Яндекса топ сайтов рунета. Не общемировой, а рунета. И юзеры должны считаться рунетовские. Если посмотреть полные данные по миру – PornHub наверняка будет впереди планеты всей, но вот в случае России я вполне доверяю его месту в рейтинге Яндекса.

Следующий пример – Facebook и социальные сети. Тут, как мне кажется, большинство судят по себе. Попробуйте поездить по стране и поспрашивать, сколько людей пользуются Facebook в Удмуртии или Якутии. Россия — это не только Москва, не нужно об этом забывать. Если бы можно было посмотреть данные по регионам не только тех сайтов, которые подключили Метрику, уверен, что в Москве у Facebook была бы более убедительная позиция. Аналогично с Одноклассниками. Все, кто не в Москве и кому за 45 – в Одноклассниках, а не в Facebook. Очнитесь, спросите у мамы.

У ВКонтакте же вполне адекватная оценка – 116 млн кросс-девайс юзеров – 75% всей России. Мне кажется, это вполне соответствует реальной ситуации. Кроме того, не стоит забывать, что ВКонтакте за счет пиратского видео и музыки чаще используют через WEB, а в Facebook все заходят через приложение. Это тоже может сказываться на данных.

Претензия №3. Расхождение с данными других сервисов

 Сразу «замочим» тех, кто сравнивает статистику Яндекса с данными SimilarWeb. Народ, SimilarWeb показывает визиты, а рейтинг Яндекса – посетителей. Это не одно и то же, у одного посетителя могло быть много визитов за отчетный период.

Теперь про несовпадения с другими сервисам. Очевидно, что посещаемость сайтов без данных Яндекс.Метрики будет считаться менее точно, чем статистика сервисов, на которых корректно установлен счетчик, поэтому сравнение с Liveinternet и Топ Mail.Ru сразу отсекаем.

Безусловно, данные в рейтинге Яндекса зависят от того, что поисковик получает от своего браузера и других сервисов, по мере роста популярности того же Яндекс.Браузера данные будут становиться точнее. В рейтинге у сайтов указывается число посетителей в формате «от и до» и у того же новостного сайта Mail.Ru значения границ отличаются почти в 2 раза:

Это говорит о том, что погрешность измерений довольно большая, особенно на крупных проектах.

 Что в итоге?

 Я сравнил данные сайтов, к посещаемости которых у меня есть доступ и которые занимают места в топ-10 в категориях рейтинга. Погрешность даже нижней границы составляет 15-20%, причем рейтинг Яндекса показывает посещаемость больше, чем есть на самом деле. Так что не исключено, что громче всех кричат те, у кого реальная посещаемость меньше, чем в рейтинге, ведь опубликовать реальные данные они не смогут.

Очевидно, что не выйдет сделать полностью прозрачный и адекватный рейтинг сайтов, просто потому что весь рынок никогда не согласится предоставить данные о посещаемости своих сайтов. Любые независимые исследования тоже основаны на выборке.

Всех бесит то, что в рейтинге участвуют и сервисы самого Яндекса. Что ж, этот факт просто нужно иметь в виду и использовать информацию только как «мнение» одного из игроков рынка. В конце концов, никто же не запрещает Ingate участвовать в рейтинге SEO-компаний от SEOnews и из года в год занимать первое место. Там этичность что-то никого не заботит.

Должно ли всё это быть поводом для того, чтобы рейтинг не делать? Конечно, нет. Тот же Mail.Ru Group, Рамблер, Liveinternet просто убирают из рейтинга всех, кто не поставил их счетчики, как будто их не существует в интернете. Причем предпочитают об этом факте не напоминать. Яндекс же честно на заметном месте пишет, что те, кто данные не открыл, оцениваются приблизительно. Такая же пометка есть у каждого сайта, который не дал доступ к Метрике. Так что и тут всё в целом даже честнее, чем у остальных игроков рынка.

100% точности от рейтинга Яндекса ждать, конечно, не стоит. Тем не менее, даже в таком виде часть разделов рейтинга вполне пригодна, чтобы примерно определить двадцатку лидеров тематики и отслеживать ежемесячную динамику.

 

 

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.