РИФ+КИБ 2013: «Поиск: Поисковое продвижение: практика и кейсы»

2

Секция «Поиск: Поисковое продвижение: практика и кейсы» на 17-й российском интернет-форуме «РИФ+КИБ 2013» рассказала об особенностях отечественной оптимизации и оптимизаторов, успешной тактике и стратегии продвижения различных сайтов.

Первым докладчиком выступил Станислав Ставский (Eruditor Group). Его доклад «SEO в России — между востоком и западом» был посвящен особенностям русского SEO.

В разрезе контента, доступности для поискового робота и внешних факторов было рассмотрено продвижение в трёх поисковых системах: Google, Baidu и Яндекс.

Google требует от оптимизаторов:

  • впечатляющий контент
  • максимальная доступность сайта для роботов, причем западные оптимизаторы жалуются на то, что Google подразумевает под оптимизацией именно и только доступность сайта для роботов.
  • при наличии двух перечисленных составляющих, Google призывает не беспокоиться о внешних факторах, так как они самостоятельно приложатся, что не всегда верно.

Baidu

  • до недавнего времени продавал позицию в выдаче
  • требует контента на хорошем китайском языке
  • простоту структуры из-за ограниченности робота-краулера
  • ссылки с китайских сайтов

Яндекс

  • контент, ценный для пользователя
  • легкочитаемый для робота сайт
  • отсутствие платных ссылок

Может создаться ощущение, что западные оптимизаторы работают только «белыми» методами, однако это не так. Существует целая индустрия «черного» SEO, которая опирается на индийские источники. Так, основным ресурсом для «черных» оптимизаторов на Западе является форум DigitalPoint, на котором активно продаются и обмениваются ссылками, массово создают сайты-сателлиты, несмотря на алгоритм Panda.

Что касается психологии отечественного оптимизатора, докладчик отметил существование агрессивно настроенных веб-мастеров, которые склонны искать причины своих неудач в некорректной работе Яндекса. Такое отношение возникает из-за перекладывания ответственности за свою работу на Яндекс и неоправданных надежд. Западные оптимизаторы в первую очередь ищут причины неудач в своей работе и обращаются к представителям Google преимущественно за помощью. При этом существуют открытые ресурсы саппорта, на которых отвечают не столько представители Google, сколько активные пользователи, выступающие к тому же фасилитаторами в разрешении конфликтов. Кроме этого, есть крупные специалисты, которые позитивно отзываются о Google, что делает открытое выражение негатива в адрес поисковой системы неуместным. 

Негативное отношение к Яндексу делает работу открытого саппорта невозможной: существовавший для этих целей форум был закрыт.

Михаил Сливинский (Wikimart) «Улучшаем качество сайта для пользователей и поисковых машин. Без накруток»

По мнению докладчика, функциями Интернет-маркетолога являются:

  • изучение спроса
  • управление ассортиментом
  • управлению бюджетом

Тренды поиска таковы, что ссылочные ранги сменяются поведенческими. Снижается ценность формальной ссылки, растет необходимость и ценность удовлетворенности пользователя.

Это можно использовать для создания системы рекомендаций на базе перелинковки: коллаборативной фильтрации для потоварной рекомендации на базе накопленного массива действий пользователей, товарного сравнения. Для «запросной» рекомендации, если человек приходит по определенному запросу, ему можно предложить что-то, что уже искали такие пользователи. Листинги — когда пришел пользователь и о нем пока ещё не известно, что ему нужно. Эта система имеет следующий результат: положительное влияние на экономику сайта, ссылки внутри сайта связывают полезные документы.

Работа со сниппетами:

  • управляемость — максимальная информативность, отсутствие лишней информации, фрагментов верстки, незакрытых блоков.
  • кликабельность — создание гипотезы, отработка её в кампаниях контекстной рекламы, что позволяет определить качество запросов, целевых страниц, слабые места в работе магазина и тд.
  • релевантность — решать задачи пользователя, если он приходит на страницу модели, ему нужно рассказывать про базовые характеристики и цену, если на страницу листингов — про ассортимент и помогать сделать выбор.
  • доверие пользователя — честные реальные факты

Некликовая активность: время, проведенное на странице. Не всегда короткое время сессии означает неудовлетворенность и наоборот. «Хорошие» и «плохие» отказы можно различать.

Рекомендации, которые дал докладчик:

  • качество контента измерять не количеством знаков, а в конверсии, возвращении пользователя.
  • Не нужно писать «портянки» и на двух страницах пытаться изобразить «уникальность», такой контент могут создать пользователи, дав рекомендации.
  • собирать отзывы — поощрять клиентов оставлять их, бонусами, скидками.
  • размещать в листингах картинки — чем больше в Интернете «непрофесисональных» пользователей, тем важнее картинка товара.
  • бюджеты стоит инвестировать не в ссылки, а в развитие сайта, в частности системы рекомендаций.

Вопрос: какую систему комментариев вы бы советовали, как реагируют поисковые системы и пользователи на проплаченные комментарии?

Ответ: плагины комментариев от социальных сетей работают на Ajax, это значит, что поисковые системы не будут их видеть. Поэтому важно не только собрать отзывы, но и как-то дать поисковым системам знать о том, что у вас есть рекомендации.

По поводу «джинсы» — Яндекс.Маркет не так давно очень улучшил систему распознавания ложных отзывов и все, кто работает через Я.Маркет, уже знают об этом. Учитывается не только сам текст отзыва, но и характеристики автора: его история, другие активности. Отследить алгоритмически ложные отзывы — не такая уж сложная задача. А реальный отзыв сымитировать настолько сложно, что проще попросить клиентов оставить его.

Константин Скобеев «Юзабилити и SEO» отметил важность интеграции юзабилити и SEO в свете последних изменений в работе алгоритмов Google и Яндекса.

Формула «белого SEO» — юзабилти + PR + контент-маркетинг. Это наиболее эффективный метод, однако он долог и очень дорог. Это правильная стратегия, однако для бизнеса с краткосрочными целями она не применима.

Яндекс учитывает юзабилити с ноября 2012 года, в результате, сайты с проблемами юзабилити растут медленно, и юзабилити — фактор, который необходимо учитывать и повышать при работе над продвижением.

Как быстро можно ожидать результатов от повышения юзабилити? При условии, что сайт не «зафильтрован» и сделано то, что нужно пользователю, получить результат можно очень быстро, почти мгновенно, индексация + 1 неделя.

Этапы работы:

  • определение сценария взаимодействия с сайтом, анализ потребности пользователя
  • выявление факторов, которые повысят конверсию и вовлеченность
  • оптимизация работы сайта, работа с контентом

Как отметил Константин, для разных сайтов применимы разные требования, нет единого правильного решения. Также он отметил, что важно не устранять оптимизатора от работ по юзабилити, потому что это может привести к катастрофе с сайтом.

Сергей Людкевич (WebEffector) «Поисковая аналитика в условиях продвижения большого числа запросов».

Среди основных задач поисковой аналитики Сергей назвал:

  • выбор эффективных запросов для продвижения
  • устранение ошибок продвижения
  • исследование факторов ранжирования
  • классификация ссылочных доноров

Доклад был сфокусирован вокруг первого пункта, а именно отбора максимально эффективных запросов из крупного семантического ядра.

Так для классификации запросов было предложено поделить их по возможности получения эффекта от стандартного продвижения (коммерческих ссылок) и минимизация этих затрат в пересчет на стоимость привлекаемого трафика:

  • геозависимые запросы — ранжируются по региональным формулам, коммерческие ссылки имеют достаточный вес
  • геонезависиые вопросы — ранжируюися по общероссийским формулам, ссылки имеют гораздо меньший вес
  • запросы с наименованием региона считаются независимыми, однако ранжируются как зависимые. Продвижение таких запросов наиболее успешно, даже успешнее геозависимых
  • трафикогенерация — прогноз кликов по точной фразе Яндекс Директа либо Google AdWords либо частотность запроса
  • конкурентность — среднее количество входящих ссылок, средний бюджет, оценку можно проводить по бюджету рекламной кампании Яндекс Директа, количество сайтов в выдаче, количество сайтов в выдаче, содержащих запрос во входящих ссылках
  • коммерческость запроса — по некоммерческим запросам ссылки работают плохо, можно считать объявления в системах — вариант неточный, можно оценить долю коммерческих сайтов в топе, категоризацию Яндекс.Каталога

Проанализировав полученные показатели можно вывести индекс эффективности — положительные моменты: трафикогенерация, коммерческость, геозависимость, негативные — конкурентность. Один из вариантов такого индекса: трафикогенерация/конкурентность, минус штрафы за геонезависимость и некоммерческость. К штрафам можно отнести малый возраст страницы и сайта, к бонусам — близость страницы к необходимой позиции

Евгений Трофименко (promosite.ru) представил доклад «Особенности ссылочного продвижения успешных покупателей SEO-ссылок», в котором попытался ответить на вопрос: нужны ли разные типы ссылок — анкорные и безанкорные, с картинками, делать ли ссылки уникальными или стандартными.

Для анализа профилей успешный покупателей ссылок было проанализировать 30-35 тыс сайтов, несколько миллионов акцепторов, огромное количество ссылок. Цель исследования не просто выделить самые видимые сайты и собрать их характеристики, но также выделить хороших и плохих «продвиженцев».

Выводы исследования — нужно использовать сквозные ссылки, уникальные анкоры, покупать постепенно. Покупка статейных ссылок зависит от самих сайтов, они могут быть зафильтрованы или нет, качество ссылок с бирж также может зависеть от самих сайтов, которые там участвуют, поэтому рекомендации применимы только к конкретной ситуации на сейчас.