РИФ+КИБ 2016: Измерение влияния SEO-ссылок на ранжирование

С 13 по 15 апреля 2016 года в Подмосковье проходила юбилейная XX конференция РИФ+КИБ 2016. В рамках секции «Тренды и эффективность SEO» Антон Шаманаев (Wizard.Sape) представил доклад «Измерение влияния SEO-ссылок на ранжирование».

Своё выступление спикер начал с упоминания «исторических событий»: в марте 2014 года в Минске началась другая реальность, когда Яндекс объявил, что ссылки больше не работают. В прошлом году был запущен Минусинск. С тех пор споры оптимизаторов о том, работают ли ссылки, так и не заканчиваются.

В последние годы понятие SEO-ссылок тесно ассоциируется с Яндексом. В определении, данном этому явлению представителями поиска, к таким ссылкам относят все ссылки, купленные на биржах и в агрегаторах.

На сегодняшний день влияние ссылок измеряет непот-фильтр версии 2016. Согласно определению Сергея Людкевича, непот-фильтр – это механизм полного неучета или частичного понижения вклада ссылки в ссылочные факторы ранжирования для акцептора.

Второй способ, при помощи которого можно это сделать – метод «ортогональных запросов».

Новая версия непот-фильтра в действии проявляется в следующем: документ (страница сайта) перестает находиться по точному запросу, несмотря на то, что запрос находится в анкор-листе. Универсальный способ проверки сайта на непот-фильтр может быть таким:

  1. Необходимо убедиться, что фраза есть в анкор-листе.
  2. Важно сконструировать проверочный запрос таким образом, чтобы ранжирование документа проводилось по самой фразе, а не по конструкции url:... и т.п., и при этом не учитывались текстовые факторы.

Метод «ортогональных запросов» существует довольно давно и всегда использовался в SEO-сообществе. На практике его применение сводится к следующему: формируется проверочный запрос, а затем в поисковую систему вводится запрос, по которому действительно продвигается ресурс. На примере поисковой выдачи выглядит это примерно так:

Команда Wizard.Sape применяла проверку данными методами для того, чтобы определить:

  1. Сколько продвигаемых в Wizard.Sape запросов имеют непот-фильтр
  2. Какой вклад дают SEO-ссылки в ранжирование.

Для этого была сформирована выборка по нескольким тысячам запросов в Московском регионе в разнообразных позициях. Ссылки стояли в системе Wizard без перерыва, как минимум, 3 месяца.

Результат оказался следующим:

Из всей массы запросов 88% имеют неточное вхождение в анкор-лист и 84% запросов содержат точное вхождение в анкор-лист. Далее рассматриваются подвыборки, где есть либо точное, либо неточное вхождение.

В 45% случаев непот-фильтр обнаружен не был. В 51% случаев наличие непот-фильтр достоверно определить не удалось. На долю непот-фильтра по неточному вхождению пришлось 0,2% случаев.

Картина влияния SEO-ссылок выглядит следующим образом:

По тем запросам, влияние ссылок для которых определить удалось, в 4,5% случаев ссылки оказали отрицательный эффект. В 7,5% случаев влияние оказалось близким к нулю, и в 88% случаев оно было положительным.

На следующем этапе группа аналитиков попыталась выяснить, какие сходства и различия наблюдались между ссылками, которые дают положительный и отрицательный эффект. Важно понимать, что исследование не устанавливает причинно-следственные связи, а лишь дает информацию к размышлению.

1. Чем сильнее положительное влияние ссылок, тем бóльшую долю безанкорных ссылок размещают клиенты биржи.

2. В Wizard.Sape можно использовать как автоматические методы размещения ссылок, так и пользовательские (то есть, самостоятельно выбирать фильтр и правила). Те, кто пользуется автоматической стратегией размещения ссылок, в 2 раза реже попадают под фильтр.

Также было решено рассмотреть, насколько плотно слова запросов входят в тексты ссылок. Картина оказалась следующей: по мере роста положительного влияния ссылок, количество упоминаний запросов в текстах ссылок снижается. В околоссылочном тексте с ростом положительного влияния ссылок наблюдался рост вхождений запросов.

Если говорить о том, насколько вхождение всех слов запроса в текст анкора влияет на эффект от ссылок, то здесь наблюдается тенденция: по мере роста положительного влияния ссылок количество вхождений в текст анкора всех слов запроса оказывается минимальным. То есть, оптимизатору здесь очень важно не переусердствовать.

Последняя выкладка касается удельной «полезности» ссылки.На этом этапе исследования выявляли, сколько в среднем позиций в выдаче по проверочному запросу («линейке») добавляет каждая дополнительная ссылка.

Спикер отдельно отметил, что это совершенно условная величина, но в ТОП-10 влияние ссылок существенно снижается, вне зависимости от того, отрицательный эффект несет ссылка или положительный.

Заключительные выводы доклада представителя Wizard.Sape оказались следующими:

  • Биржевые ссылки вовсе не так плохи, как об этом принято думать.
  • Законы ссылочного ранжирования изначально распространяются на все ссылки.
  • Не следует «спамить» анкор-лист точными вхождениями, лучше использовать безанкорные ссылки.
  • Не удалось выявить корреляцию между положительным влиянием ссылок и их количеством. Ссылочный фактор есть, он незаменим, но быстро заполняется. Это говорит о том, что в обязательном порядке нужно прокачивать и другие факторы. Данный пункт особенно важен для молодых сайтов.
preview Работают или нет SEO-ссылки?

Работают или нет SEO-ссылки?

Возникший в 2008 году в поисковом маркетинге карго-культ ссылочного продвижения не мог остаться незамеченным поисковыми системами, учитывая, сколько сил и средств в его...
preview Как рассчитать «внутренний» PageRank страниц сайта, и зачем это делать?

Как рассчитать «внутренний» PageRank страниц сайта, и зачем это делать?

Автор: Пол Шапиро (Paul Shapiro) – руководитель SEO-направления агентства Catalyst Digital (Бостон), приверженец инновационных стратегий продвижения, автор блога Search...
preview Решение проблем скорости сайта: улучшение технических параметров сайта без лишних затрат

Решение проблем скорости сайта: улучшение технических параметров сайта без лишних затрат

Влияние скорости работы сайта на поисковое продвижение уже известно и официально подтверждается представителями поисковиков
preview Параметры URL страницы выдачи Яндекса

Параметры URL страницы выдачи Яндекса

Помимо использования операторов языка запроса, в поисковой системе Яндекс существует возможность регулировать результаты выдачи по базовому запросу (в URL страницы выдачи ему...
preview Как повысить скорость загрузки сайта, руководствуясь советами Google?

Как повысить скорость загрузки сайта, руководствуясь советами Google?

Автор: Феликс Таркомнику (Felix Tarcomnicu), интернет-предприниматель и онлайн-маркетолог со стажем. Работает в должности CMO в Monitor Backlinks (Лондон
preview Неопознанный трафик: как найти и разгадать источник?

Неопознанный трафик: как найти и разгадать источник?

Автор: Олег Борисевич (Aleh Barysevich) – директор по маркетингу и основатель SEO-агентства полного цикла Link-Assistant...