РИФ+КИБ 2016: Измерение влияния SEO-ссылок на ранжирование

С 13 по 15 апреля 2016 года в Подмосковье проходила юбилейная XX конференция РИФ+КИБ 2016. В рамках секции «Тренды и эффективность SEO» Антон Шаманаев (Wizard.Sape) представил доклад «Измерение влияния SEO-ссылок на ранжирование».

Своё выступление спикер начал с упоминания «исторических событий»: в марте 2014 года в Минске началась другая реальность, когда Яндекс объявил, что ссылки больше не работают. В прошлом году был запущен Минусинск. С тех пор споры оптимизаторов о том, работают ли ссылки, так и не заканчиваются.

В последние годы понятие SEO-ссылок тесно ассоциируется с Яндексом. В определении, данном этому явлению представителями поиска, к таким ссылкам относят все ссылки, купленные на биржах и в агрегаторах.

На сегодняшний день влияние ссылок измеряет непот-фильтр версии 2016. Согласно определению Сергея Людкевича, непот-фильтр – это механизм полного неучета или частичного понижения вклада ссылки в ссылочные факторы ранжирования для акцептора.

Второй способ, при помощи которого можно это сделать – метод «ортогональных запросов».

Новая версия непот-фильтра в действии проявляется в следующем: документ (страница сайта) перестает находиться по точному запросу, несмотря на то, что запрос находится в анкор-листе. Универсальный способ проверки сайта на непот-фильтр может быть таким:

  1. Необходимо убедиться, что фраза есть в анкор-листе.
  2. Важно сконструировать проверочный запрос таким образом, чтобы ранжирование документа проводилось по самой фразе, а не по конструкции url:… и т.п., и при этом не учитывались текстовые факторы.

Метод «ортогональных запросов» существует довольно давно и всегда использовался в SEO-сообществе. На практике его применение сводится к следующему: формируется проверочный запрос, а затем в поисковую систему вводится запрос, по которому действительно продвигается ресурс. На примере поисковой выдачи выглядит это примерно так:

Команда Wizard.Sape применяла проверку данными методами для того, чтобы определить:

  1. Сколько продвигаемых в Wizard.Sape запросов имеют непот-фильтр
  2. Какой вклад дают SEO-ссылки в ранжирование.

Для этого была сформирована выборка по нескольким тысячам запросов в Московском регионе в разнообразных позициях. Ссылки стояли в системе Wizard без перерыва, как минимум, 3 месяца.

Результат оказался следующим:

Из всей массы запросов 88% имеют неточное вхождение в анкор-лист и 84% запросов содержат точное вхождение в анкор-лист. Далее рассматриваются подвыборки, где есть либо точное, либо неточное вхождение.

В 45% случаев непот-фильтр обнаружен не был. В 51% случаев наличие непот-фильтр достоверно определить не удалось. На долю непот-фильтра по неточному вхождению пришлось 0,2% случаев.

Картина влияния SEO-ссылок выглядит следующим образом:

По тем запросам, влияние ссылок для которых определить удалось, в 4,5% случаев ссылки оказали отрицательный эффект. В 7,5% случаев влияние оказалось близким к нулю, и в 88% случаев оно было положительным.

На следующем этапе группа аналитиков попыталась выяснить, какие сходства и различия наблюдались между ссылками, которые дают положительный и отрицательный эффект. Важно понимать, что исследование не устанавливает причинно-следственные связи, а лишь дает информацию к размышлению.

1. Чем сильнее положительное влияние ссылок, тем бóльшую долю безанкорных ссылок размещают клиенты биржи.

2. В Wizard.Sape можно использовать как автоматические методы размещения ссылок, так и пользовательские (то есть, самостоятельно выбирать фильтр и правила). Те, кто пользуется автоматической стратегией размещения ссылок, в 2 раза реже попадают под фильтр.

Также было решено рассмотреть, насколько плотно слова запросов входят в тексты ссылок. Картина оказалась следующей: по мере роста положительного влияния ссылок, количество упоминаний запросов в текстах ссылок снижается. В околоссылочном тексте с ростом положительного влияния ссылок наблюдался рост вхождений запросов.

Если говорить о том, насколько вхождение всех слов запроса в текст анкора влияет на эффект от ссылок, то здесь наблюдается тенденция: по мере роста положительного влияния ссылок количество вхождений в текст анкора всех слов запроса оказывается минимальным. То есть, оптимизатору здесь очень важно не переусердствовать.

Последняя выкладка касается удельной «полезности» ссылки.На этом этапе исследования выявляли, сколько в среднем позиций в выдаче по проверочному запросу («линейке») добавляет каждая дополнительная ссылка.

Спикер отдельно отметил, что это совершенно условная величина, но в ТОП-10 влияние ссылок существенно снижается, вне зависимости от того, отрицательный эффект несет ссылка или положительный.

Заключительные выводы доклада представителя Wizard.Sape оказались следующими:

  • Биржевые ссылки вовсе не так плохи, как об этом принято думать.
  • Законы ссылочного ранжирования изначально распространяются на все ссылки.
  • Не следует «спамить» анкор-лист точными вхождениями, лучше использовать безанкорные ссылки.
  • Не удалось выявить корреляцию между положительным влиянием ссылок и их количеством. Ссылочный фактор есть, он незаменим, но быстро заполняется. Это говорит о том, что в обязательном порядке нужно прокачивать и другие факторы. Данный пункт особенно важен для молодых сайтов.
Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем. Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя. Языки: английский, французский.