Эта книга – второе издание нашумевшего бестселлера Thinkertoys: A Handbook of Creative Thinking Techniques. Майкл Микалко предлагает читателям больше сотни техник, упражнений и методов развития творческого мышления. Большинство из них применимо и в корпоративном мире – для разработки идей и продуктов, выработки маркетинговых и финансовых стратегий, и в «чистом» творчестве – для выбора тем, поиска сюжетов и создания историй. Тысячи примеров использования этих техник при создании всем известных и «несбывшихся» продуктов сделают книгу интересной и тем читателям, кто не собирается развивать эти свои способности.
Сам автор - фигура занимательная. Сейчас он считается одним из наиболее серьезных экспертов в мире по развитию креативного мышления. Будучи офицером ВС США, Микалко организовал команду из офицеров разведки НАТО и ученых разных стран, которая собрала и исследовала все известные методы развития творческого мышления. После этого Микалко использовал наработки команды для решения множества военных задач НАТО, политических и социальных проблем. Уволившись, он продолжил тему уже в корпоративном мире, консультируя и выступая с семинарами. Среди его клиентов были DuPont, General Electric, Kodak, Microsoft, Exxon, General Motors, Ford, AT&T, Wal-Mart, Gillette и Hallmark. Его первая книга, Thinkertoys (впервые издана в 1991 году) стала бестселлером и вошла в сотню лучших бизнес-книг всех времен по версии Wall Street Journal.
Майкл Микалко абсолютно уверен в том, что креативность – это вопрос сознательного выбора, а не врожденного дара, и адресует свою книгу «обезьянкам» - тем, кто стремится действовать самостоятельно, развивать свои творческие способности, работать над новыми подходами… и пожинать плоды своей деятельности».
Задача приведенных в книге «игр для ума» - научить генерировать идеи. Как пишет Микалко, у него не было цели представить все существующие техники (хотя в книге больше 4-х сотен страниц). Упражнения он отбирал с точки зрения их практической значимости, от классических - до самых современных. Автор делит игры для ума на линейные, позволяющие манипулировать информацией, - и интуитивные, рассчитанные на использование воображения и интуиции. В каждом разделе Майкл приводит десятки конкретных методик и подчеркивает: совершенно ни к чему использовать их все, достаточно попробовать и использовать те, что работают лично для вас. Отдельно он рассматривает игры, направленные на выработку командного духа, в том числе и нескольких способов проведения мозгового штурма.
Последний раздел содержит заключительные игры, «Советы убийц». Речь идет о критиках - «убийцах» идей, выработанных на предыдущих этапах. У сотрудников ЦРУ есть излюбленные методы критического анализа идей, рассказывает Микалко. Члены специальной группы, «Трибунала», оценивают идеи и жестко их критикуют перед тем, как представить их для принятия решения по реализации.
Задача «Трибунала» – отсеять бесполезные идеи и предложения, выявить негативные аспекты хорошей идеи и скорректировать их перед принятием решения, обеспечить обратную связь. «За годы своего существования техника «Трибунала» доказала ее эффективность, - пишет автор. - Например, ее использование позволило отвергнуть многие ставшие впоследствии известными общественности планы убийства Фиделя Кастро посредством отравленных сигар, пропитывания ядом его кителя, препаратов, которые сделали бы Кастро импотентом или плешивым и т. д.».
Но это финал. А начинается все как в спорте – с веры в себя, свои творческие способности и разминки-разогрева, - для ума это так же необходимо, как и для мышц. На первом этапе речь идет скорее об аутотренинге: говоря себе, что вы «обычный» человек, вы вряд ли придумаете нечто нестандартное. Зато «ожидая от себя творческих прозрений, вы влияете на мозг, и он действительно начинает работать творчески».
Микалко приводит 11 упражнений, которые позволят человеку стать генератором идей – он называет этот процесс «накачкой». Творческое начало нужно «кормить», в первую очередь, самыми разными впечатлениями – от путешествий и прогулок до литературы и анализа новостей, спонтанно возникающие идеи и наблюдения – обязательно записывать, уйти из рабства привычек и установить для себя квоту идей.
Пока не важно, хороших или нет; важно приучиться вообще их вырабатывать. Кстати, личная квота идей Эдисона была одно «маленькое» изобретение – каждые 10 дней, «крупное» - раз в полгода.
Невозможно быть креативным, если вы настроены негативно, пишет Микалко. Но свой настрой мы выбираем сами. Творчество – это свобода и радость; это видение возможностей – уже существующих и тех, что еще нужно создать; творчество – это выбор.
Выбор за вами.