Ростелеком предложил отменить принцип сетевой нейтральности, чтобы российские операторы могли переложить часть расходов на исполнение закона Яровой на зарубежные интернет-компании.
По словам президента Ростелекома Михаила Осеевского, российские операторы связи инвестируют в развитие телекоммуникационной инфраструктуры, в то время как Google, Facebook и др., — нет, хотя российские пользователи обеспечивают их существенными доходами.
«Мне представляется такая ситуация аномальной. Я бы предложил открыть дискуссию, какими способами, в первую очередь экономическими, нам необходимо поправить ситуацию», — подчеркнул Осеевский.
Напомним, по закону Яровой операторы должны с 1 июля хранить в течение шести месяцев записи разговоров и СМС-переписку абонентов, а с 1 октября провайдеры и интернет-компании должны хранить весь трафик пользователей за последние 30 суток. Компании оценивают расходы на выполнение требований закона в десятки миллиардов рублей.
Специалисты рынка отмечают , что основной трафик приходится на крупные зарубежные компании, которые вряд ли будут выполнять положения закона. За них хранить информацию могут операторы связи, но интернет-компании должны будут оплатить эту услугу. Однако, в этом случае необходимо отменить принцип сетевой нейтральности, чтобы иметь возможность влиять на зарубежные интернет-компании.
Принцип сетевой нейтральности закреплен в России на уровне рекомендаций рабочей группы при Федеральной антимонопольной службе на основе анализа правил предоставления услуг связи и другого регулирования. Эксперты указывают, что отказ от этого принципа чреват не только дискриминацией отдельных участников рынка, но и сворачиванием деятельности иностранных компаний в рунете.
Кроме того, как отмечалось еще в прошлом году, пакет антитеррористических поправок Ирины Яровой и Виктора Озерова о хранении данных, нарушит новый регламент Евросоюза, вступивший в силу 25 мая. Нарушение новых норм, в том числе иностранными компаниями, может повлечь за собой серьезные штрафы – до 20 млн евро или до 4% от годовой глобальной выручки в зависимости от того, какая сумма больше.