2016 год был богат на законодательные инициативы в рунете. Специалисты Института Исследования Интернета по результатам мониторинга законопроектной деятельности, касающейся регулирования интернет-индустрии за 2016 год, сделали следующие выводы:

1. По количеству резонансных законодательных инициатив, касающихся регулирования сети Интернет 2016 год может конкурировать только с 2013 годом. Однако количество проектов в 2016 году заметно выросло.

2. Очевидна также некоторая стабилизация отношения к регуляторным инициативам, касающимся интернета в 2015 — 2016 годах. Это говорит о достаточно конструктивном настрое интернет-индустрии, понимании механизмов принятия и реализации законодательных нововведений, которые не всегда так страшны как читаются, а иногда и вовсе остаются на бумаге.

3. В 2016 году многие законопроекты сложно оценить однозначно положительно или отрицательно, поэтому они получили оценку «неоднозначно» (37% законопроектов внесённых в 2016 году). Вероятнее всего это связано с большим количеством отсылочных норм и неясностью будущего правоприменения предлагаемого (а иногда и принятого) регулирования.

4. В законопроектах 2016 года появилось большое количество отсылочных норм, как открытых, так и закрытых. Иногда это связано с юридической техникой и правилами написания НПА. Но зачастую это говорит об отсутствии решения, либо в принципе понимания как именно нужно реализовать требования, предусмотренные законом. Законодатель возлагает надежду на представителей индустрии, поставленную в безвыходную ситуацию (так как закон принят), однако, как продемонстрировал такого рода опыт при разработке подзаконных актов к «Закону Яровой», результат может быть не быстрым, а требования при детальном анализе окажутся действительно не реализуемыми (либо излишними, неэффективными), как и предупреждали эксперты.

5. Во втором квартале 2016 года начали появляться законодательные инициативы, имеющие сильную лоббистскую составляющую, продиктованную, по мнению экспертов, не государственными, а коммерческими интересами отдельных игроков рынка. Вероятнее всего это связано с неожиданностью многих последних назначений, перестановок, арестов и связанным с этими фактами непониманием чиновниками своего политического и, главное, финансового будущего.

6. В 2016 году эксперты рынка говорили о большом количестве законопроектов, находящихся на рассмотрении долгий период времени без какого-либо движения. С тех пор определенный статус получили лишь 4 проекта (один принят, три — сняты с рассмотрения Госдумы), но ситуация несколько изменилась — после назначения Председателем Госдумы В.В. Володина, 6 октября 2016 года состоялось заседание, на котором все «застывшие» законопроекты получили один курирующиий законопроект комитет.

Итак, по мнению экспертов, именно эти законодательные инициативы в 2016 году нужно считать резонансными и ключевыми:

Регулирование трансграничных услуг («Налог на Google»)

Президент России Владимир Путин подписал российский «налог на Google» 4 июля 2016 года. Закон коснется организаций, которые не имеют обособленных подразделений в России и обяжет их вставать на учет в налоговом органе и регулярно предоставлять декларацию по налогу на добавленную стоимость (НДС). Российские организации уже платят такой налог, поэтому законопроект уравнивает их с иностранными игроками.

Федеральная налоговая служба (ФНС) разработала портал «НДС офис интернет-компании», с помощью которого зарубежные IT-компании смогут платить «налог на Google» удаленно.

Закон Яровой

Поправки в антитеррористическое законодательство, предложенные депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым, были приняты 7 июля 2016 года. «Закон Яровой» обязывает операторов и интернет-компании хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей на протяжении шести месяцев. Операторы связи также должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков (т.н. метаданные) в течение трех лет, интернет-компании — в течение года.

Норма о длительном хранении содержания пользовательской информации начнет действовать с 1 июля 2018 года.

Первый случай применения законодательства о локализации персональных данных (блокировка LinkedIn)

17 ноября Роскомнадзор внес LinkedIn в реестр нарушителей закона о персональных данных по решению Таганского районного суда от 4 августа.

LinkedIn не первой попала под пристальное внимание Роскомнадзора из-за закона о локализации данных. Но блокировка LinkedIn является знаковым событием, так как до этого Роскомнадзор не вносил в реестр крупные зарубежные ресурсы по закону о хранении сведений в России.

Согласно отчету трафик-аналитиков Rambler & Co, посещаемость социальной сети LinkedIn в России после блокировки упала на 36%.

Появление должности Советника президента по интернету

Хоть предложение Владимира Путина основателю Liveinternet и главе ИРИ Герману Клименко занять пост «советника по интернету» в своей администрации и прозвучало конце декабря 2015 года, начало активной деятельности советника приходится на 2016 год.

В этом году Герман Клименко поддержал много законодательных инициатив, равно как и много раз выступал против. Именно он первый выступил с предложением поднять налоги для иностранных игроков рынка, включая Apple и Google. Ему также принадлежит идея создания рабочей группы по Big Data на базе Координационного центра национального домена сети интернет (КЦ) для выработки критериев разграничения больших данных и персональных, а также параметров их регулирования.

Закон о новостных агрегаторах

Федеральный закон, приравнивающий крупные новостные интернет-агрегаторы к СМИ, был подписан президентом РФ 23 июня и вступит в силу 1 января 2017 года. Он обязывает владельцев новостных агрегаторов «проверять достоверность распространяемых общественно значимых сведений до их распространения».

Под действие закона попадают, в частности, Яндекс.Новости и новостной агрегатор Mail.Ru Group. Примечательно, что Google News не подпадает под действие закона о новостных агрегаторах, так как количество пользователей этого сервиса не достигает 1 млн в сутки.

Выбор единого медиаизмерителя

Выбор уполномоченного единого медиаизмерителя обусловлен принятыми этим летом поправками в законы «О СМИ» и «О рекламе». Напомним, с января 2017 года заниматься подобными исследованиями может только российская компания, доля иностранного капитала в которой не превышает 20% и которая получила соответствующие полномочия от Роскомнадзора. Компания TNS Russia, ранее являющаяся крупнейшим медиазимерителем на рынке, не соответствовала выдвинутым требованиям, так как на 100% принадлежала британскому холдингу WPP.

Уполномоченным Роскомнадзором медиаизмеретелем на ближайшие три года стало ЗАО «ТНС Гэллап Медиа», ранее работавшее под брендом TNS Russia, а после приобретения компанией «ВЦИОМ-Медиа», подконтрольной АО ВЦИОМ, сменившая название на Mediascope.

Законопроект МКС об онлайн-кинотеатрах

Законопроект, который в СМИ называют законом об онлайн-кинотеатрах, Госдума может принять уже в следующем году. Он вводит регулирование для площадок, которые дают пользователям возможность смотреть фильмы через интернет. В числе прочего законопроект запрещает иностранным компаниям владеть более чем 20% российского онлайн-кинотеатра.

В конце ноября онлайн-кинотеатры выступили против регулирующего их законопроекта и обратились в Госдуму с просьбой создать на базе профильного комитета соответствующую рабочую группу, не допустить ускоренного принятия законопроекта и содействовать всестороннему рассмотрению законопроекта правительством.

Ранее против этого закона выступали многие участники рынка, в том числе и интернет-компании Яндекс и Mail.ru Group, которые написали письмо министру связи и массовых коммуникаций РФ Николаю Никифорову, также законопроект был раскритикован экспертным советом при правительстве. Несмотря на это, документ поступил в Госдуму почти без изменений.

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.