Рунетология. Кто управляет русским интернетом

    Почему Wi-Fi пошел в мир не из России, почему в стране мало стартапов, ниже какого уровня доля пиратов не может опуститься в принципе, кто учил веб-дизайну Артемия Лебедева… Это бесконечно малая часть вопросов, ответы на которые можно найти в этой книге.

    «Рунетология. Кто управляет русским интернетом?» — это сборник из 20-ти интервью. Точнее было бы сказать, что это рунет в лицах: в книгу вошли беседы с людьми, о которых абсолютное большинство интернет-пользователей понятия не имеет, зато отлично знакомо с продуктами и сервисами, которые те создали или которыми управляют. Среди героев интервью — Давид Ян (ABBYY), Илья Широков (Odnoklassniki.ru), Илья Сегалович («Яндекс»), Алексей Басов (Begun.ru, Finam.ru, Mail.Ru Group), Дмитрий Степанов («Рамблер»/«Афиша»), Александр Галицкий (Almaz Capital Partners).

    Максим Спиридонов – интернет-предприниматель, живущий чаще в Германии, чем в России, автор и ведущий аудиопрограммы «Рунетология». В течение двух с лишним лет он проводил скайп-интервью с топ-менеджерами и владельцами веб-бизнесов. В книгу вошли избранные беседы за конец 2010-го – 2011-й год, и это нужно учитывать тем, кто станет читать книгу сейчас. К сожалению, Максим – не профессиональный журналист, что порой сказывалось на качестве интервью; тем не менее, их герои достойны всяческого уважения, а их мнения – весомы и подтверждены опытом.

    Разница в возрасте между героями этой книги – больше 30 лет, их способы вхождения в IT-бизнес совершенно разнятся, как и методы его ведения. «Аксакалы» — отцы-основатели рунета и «звезды» дня сегодняшнего. Советские инженеры и выпускники Стэнфорда, медик, издатель, физики, журналист, авиастроитель… Одни «вырастили» свой бизнес с нуля и всеми силами стараются его сохранить в полной собственности, другие активно привлекают инвесторов, третьих вполне устраивает статус наемных топ-менеджеров. Кто-то склонен запускать проекты один за другим, быстро уставая от рутины, кто-то работает над своими идеями годами. Некоторые до сих пор сами рисуют дизайн и общаются с программистами-исполнителями, иные отошли даже от оперативного управления. Одни нацелены на локальные проекты, других рынок меньше, чем мир, не привлекает. Большинство жесткие, авторитарные руководители, но кое-кто предпочитает мягкий, комфортный для подчиненных стиль взаимоотношений внутри компании. Что же объединяет героев интервью и их истории?

    В предисловии к книге Антон Носик (Lenta.ru, Vesti.ru, Newsru.com), тоже герой интервью, пытается найти между ними общее: «и в их биографиях, и в их взглядах на жизнь, бизнес и технологии, есть некоторая фундаментальная общность. Дело в том, что все герои книги, включая и автора, по природе своей — инноваторы. Их основной талант — мыслью и действием опережать меняющийся мир. Придумывать и создавать не то, что пользовалось спросом вчера, а то, что будет востребовано завтра».

    Даже это предположение можно оспорить. Точнее, не все герои интервью ему соответствуют. К примеру, Валерий Ковалев (Holodilnik.ru), пришедший в Сеть из ритейла в офлайне, сам напоминает, что пионерами онлайн-торговли бытовой техникой в рунете были 003.ru и deshevle.ru еще в 1999 году. Зато он, войдя на этот рынок в 2003-ем, первым понял, что нужно давать детальные описания товаров и поддерживать общение с посетителями. Можно ли считать это инновацией? Скорее, это применение в Сети опыта и навыков работы с покупателями в офлайне.

    Большинство успешных историй в этой книге связано с нестандартными способами удовлетворения совершенно обычных потребностей людей. Допустим, «я хочу все помнить» — и появляется Степан Пачиков и его Evernote; «мне нужно найти работу» — вот вам Алексей Захаров с Superjob.ru, «мне нужно всегда иметь доступ к моим данным» — и на арене появляется «облачный» Сергей Белоусов (Parallels). «Хочется развлечься» — можно поиграть во что-нибудь, Александр Лысковский (Alawar) и Геворк Саркисян (Innova) устроили так, чтобы было во что. Список включает и «хочу все знать» и «хочу что-нибудь купить, не выходя из дома». Обеспечивает технически доступ ко всем этим удобствам, к примеру «Мастерхост» Леонида Филатова.

    Почему из тысяч подобных успешными оказались именно эти проекты, «закадровые» лица рунета расскажут вам сами. А Максим Спиридонов и его «Рунетология» в этом поможет.

    Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.