Редакция CMS Magazine начинает цикл статей, посвященных поисковой оптимизации сайтов, разработанных на различных CMS. Первую статью из этого цикла мы решили посвятить Joomla. Во-первых, это бесплатная платформа. Во-вторых, она весьма популярна среди русскоязычных разработчиков. Так, в сегменте интернет-магазинов по востребованности в Рунете она занимает почетное четвертое место, а в общем рейтинге open-source CMS — второе. Давайте попробуем разобраться в ключевых моментах SEO на Joomla.

Первые шаги

1. Обязательно распишите структуру сайта до его запуска. В силу особенностей формирования ЧПУ, URL-структуру сайта на Joomla после уже состоявшегося запуска менять «болезненно».

2. Структура формируется на основе пунктов меню Joomla, управляемых через «Менеджер меню». Образно говоря, пункты меню — это основа, ствол и ветви дерева, все остальное уже формируется вокруг них;

3. Сразу после установки сделайте правильные настройки:

• переименуйте htaccess.txt в.htaccess;
• настройте ЧПУ в глобальных настройках (без index.php);
• отключите показ ошибок;
• выключите компоненты, модули и плагины которые вам не потребуются;
• переименуйте пункт меню «Главная» (ошибка практически каждого второго сайта на Joomla);
• правильно составьте robots.txt — файл, регулирующий индексацию. Для Joomla его правильное заполнение очень важно, ознакомьтесь с рекомендациями и примерами по его составлению на Joomlaforum.ru.

4. Заполните мета-теги Title и Description. Joomla по умолчанию имеет встроенные возможности для управления ими, также можно использовать мощные сторонние компоненты, о которых мы расскажем ниже.

Плюсы Joomla для оптимизаторов

Среди наиболее полезных для SEO возможностей, уже встроенных в данную CMS Сергей Молчанов, ведущий seo-специалист Redsoft, отмечает простоту управления title, meta-description и заголовками практически для любой страницы сайта, и дополняет:

«Также из коробки есть компонент редиректов (com_redirect), позволяющий отслеживать 404 ошибки и делать редиректы не выходя из админки.

Также стоит отметить, что для интернет-магазинов на Joomla существует несколько вариантов расширений. Наиболее популярные у нас JoomShoping, Virtuemart, Hikashop. В целом, JoomShoping и Hikashop изначально ориентированы под работу SEO-оптимизатора и позволяют проводить все виды работ вручную».

В плане улучшения SEO-возможностей и упрощения труда оптимизатора для Joomla существует достаточно много платных SEO-расширений, наиболее полезными и актуальными можно назвать генераторы карты сайта, а также компоненты для управления мета-тегами Title и Description. Для примера — среди наиболее часто используемых Redsoft: Tag Meta, Osmap + несколько самописных решений.

В версиях системы управления Joomla 2.5 и Joomla 3 есть возможность использовать плагин iSEO, который существенно облегчает работу SEO-оптимизатора.

Алексей Соловьев, директор по развитию рекламного интернет-агентства x10:

«iSEO представляет собой набор инструментов и модулей, с помощью которых базовые работы по оптимизации сайта можно выполнить быстро и эффективно даже без глубоких технических навыков. Интерфейс iSEO интуитивно понятен и ориентирован, в первую очередь, на пользователей без глубоких познаний. К примеру, управление мета-тегами Title, Keywords и Description вынесено списком на одну страницу, что существенно упрощает работу оптимизатора.

Кроме этого есть масса других полезных инструментов – проверка тошнотности, установка редиректов, работа с alt и заголовками страниц, функция поиска внешних ссылок на сторонние сайты. Также в iSEO есть встроенный инструментарий для оценки расположения ключевых фраз в Google, выявления недоработок и формирования рекомендаций по улучшению сайта. Вы можете видеть, какие места занимают ваши ключевые фразы и что конкретно нужно исправить, это очень удобно».

Минусы Joomla для оптимизаторов

Основные проблемы Joomla известны давно. С выходом третьего поколения CMS их стало существенно меньше, но они не исчезли совсем. В первую очередь это дубли URL, а также нетипичные URL, иногда возникающие и индексируемые поисковыми системами. Проблема решается с привлечением грамотного программиста, работающего совместно с SEO-специалистом.

Следующая проблема тоже связана с адресами: URL-структура сайтов на Joomla достаточно жестко задаётся на этапе создания сайта, и, если в процессе жизни ее приходится менять, — это весьма непростое испытание.

Алексей Соловьев добавляет:

«Модуль iSEO, о котором я говорил выше, условно бесплатный, т.е. бесплатная версия имеет достаточно ограниченный функционал. За полную версию необходимо будет заплатить 249$ (~15.000р) – эти затраты сопоставимы со стоимостью оптимизации небольшого сайта в SEO-агентстве, где всю работу выполнят опытные специалисты на профессиональном уровне».

Завершая обзор SEO возможностей сайтов на Joomla, хотим обратится к читателям с просьбой поделиться собственным опытом. Какие полезные возможности или подводные камни мы упустили?

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета.
Языки: румынский, испанский.
Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.