Сам себе MBA. Самообразование на 100%

«Вам шашечки или ехать?», – эта старая шутка сразу приходит на ум, когда открываешь книгу «Сам себе MBA. Самообразование на 100%». Её автор Джош Кауфман утверждает: чтобы стать эффективным менеджером, вам совершенно не нужен диплом престижного университета. Каждый может постичь бизнес-науку самостоятельно. И не стоит влезать в многотысячные долги, тратить время на изучение бесполезных, устаревших и даже откровенно вредных концепций и дисциплин, чтобы получить «корочку», которая вовсе и не гарантирует высокооплачиваемой должности. Достаточно реальной работы в купе с целенаправленным изучением 30 – 40 учебников.

«Ты отдал 150 штук за образование, которое запросто мог получить в любой библиотеке, заплатив полтора бакса за абонемент», – эти слова заглавного героя фильма «Умница Уилл Хантинг» предваряют одну из подглав «Сам себе MBA». Между тем, я бы вынес эту фразу в преамбулу всей книги.

Сам автор начал задумываться о получении классического бизнес-образования, будучи менеджером в Procter&Gamble. Однако решил не тратить деньги на диплом, руководствуясь советом Энди Уолтера — первого заместителя директора компании: «Если вы потратите столько же времени и сил, сколько потребовало бы от вас получение диплома MBA, на хорошую работу и закрепление навыков, результат будет таким же».

Однако, решив заняться самообразованием, Кауфман столкнулся с другой проблемой: выбора действительно полезной литературы. Ведь каждый год в мире появляется 11 тысяч новых бизнес-книг, которые пополняют и без того многомиллионную коллекцию изданий, вышедших с начала 1900-х годов. «Я стал искать «сито», чтобы отделить рациональное зерно от плевел. И чем дольше искал, тем больше понимал, что такого «сита» не существует, — так что я решил создать его сам», – поясняет автор.

Вместо сложных теорий он предлагает простые ментальные модели, изучив которые можно понять, что такое бизнес и как это воплотить на практике. Описания эти коротки и ясны. Подчас кажется, что Кауфман лишь напоминает читателю о том, что тот и без того знает. Однако в книге «Сам себе MBA» эти знания сведены воедино, систематизированы и изложены в максимально доступной форме. Для дополнительного удобства в конце приведён алфавитный указатель ментальных моделей и бизнес-концептов автора.

В 12-ти главах, разбитых на небольшие разделы (снабжённых остроумными эпиграфами, чтение которых доставляет дополнительное удовольствие) Джош Кауфман подробно объясняет, как работает бизнес и что может его улучшить; как люди принимают решения, воплощают их в жизнь и взаимодействуют с окружающими; как работают сложные системы и что можно сделать, чтобы их исправить.

Сам автор утверждает, что его книгу вовсе не обязательно читать от корки до корки. Достаточно иногда перечитывать параграфы, которые привлекают ваше внимание, а затем постараться применять советы на практике. Нелишним будет и пролистать её перед началом нового проекта. И если вы не найдёте ответа на свой вопрос (например, по нюансам бухгалтерии или финансовом анализе), возможно, пригодятся отсылки на другие – более углублённые – источники, которыми изобилует этот труд. Ведь «Сам себе MBA», напомню, это лишь фильтр, который поможет вам усвоить основы бизнес-науки.

Здесь я вспомнил о своей знакомой, которая некоторое время назад решила открыть хостел, имея в распоряжении лишь помещение в 120 кв. метров и собственный неуёмный энтузиазм. Бизнес-образования у неё не было, и большинство вещей ей пришлось постигать методом проб и ошибок. Сейчас её дело процветает, однако если бы три года назад у неё под рукой оказалась книга «Сам себе MBA», многих «шишек» и неудач можно было бы избежать.

Кому читать: тем, кто хочет открыть своё дело, но страшится неопределённости и/или отсутствия знаний; тем, кто уже начал свой бизнес, но не понимает, почему что-то идёт «не так»; тем, кто не хочет останавливаться на достигнутом и желает развиваться дальше.

Кому не читать: людям, которые не испытывают тяги к самостоятельному делу. Таким, как я.

Facebook представила Notifications API

Компания Facebook представила бета-версию нового Notifications API, которое позволяет разработчикам присылать пользователям различные уведомления и напоминания

Google закрыл Google TV Ads

Не сумев завоевать достаточной доли на рынке телевизионной рекламы, Google свернул четырехлетний проект Google TV Ads, решив сфокусироваться на цифровых технологиях

Google Fiber изменил условия регистрации абонентов

Проект Google Fiber в Канзас Сити достиг только части запланированных целей

Facebook будет бороться с фальшивыми Like

Социальная сеть Facebook намерена раз и навсегда решить проблему фальшивых «лайков»

Яндекс запустил колдунщики для определения авто-кодов и характеристик автомобилей

Команда поиска Яндекса сообщила о появлении прямых ответов на вопросы о характеристиках автомобилей и кодах регионов прямо на странице результатов поиска

Таргетинг рекламы по интересам от Twitter

Twitter запустил новый вид таргетинга рекламы, основанный на интересах пользователей