Сам себе MBA. Самообразование на 100%

    «Вам шашечки или ехать?», – эта старая шутка сразу приходит на ум, когда открываешь книгу «Сам себе MBA. Самообразование на 100%». Её автор Джош Кауфман утверждает: чтобы стать эффективным менеджером, вам совершенно не нужен диплом престижного университета. Каждый может постичь бизнес-науку самостоятельно. И не стоит влезать в многотысячные долги, тратить время на изучение бесполезных, устаревших и даже откровенно вредных концепций и дисциплин, чтобы получить «корочку», которая вовсе и не гарантирует высокооплачиваемой должности. Достаточно реальной работы в купе с целенаправленным изучением 30 – 40 учебников.

    «Ты отдал 150 штук за образование, которое запросто мог получить в любой библиотеке, заплатив полтора бакса за абонемент», – эти слова заглавного героя фильма «Умница Уилл Хантинг» предваряют одну из подглав «Сам себе MBA». Между тем, я бы вынес эту фразу в преамбулу всей книги.

    Сам автор начал задумываться о получении классического бизнес-образования, будучи менеджером в Procter&Gamble. Однако решил не тратить деньги на диплом, руководствуясь советом Энди Уолтера — первого заместителя директора компании: «Если вы потратите столько же времени и сил, сколько потребовало бы от вас получение диплома MBA, на хорошую работу и закрепление навыков, результат будет таким же».

    Однако, решив заняться самообразованием, Кауфман столкнулся с другой проблемой: выбора действительно полезной литературы. Ведь каждый год в мире появляется 11 тысяч новых бизнес-книг, которые пополняют и без того многомиллионную коллекцию изданий, вышедших с начала 1900-х годов. «Я стал искать «сито», чтобы отделить рациональное зерно от плевел. И чем дольше искал, тем больше понимал, что такого «сита» не существует, — так что я решил создать его сам», – поясняет автор.

    Вместо сложных теорий он предлагает простые ментальные модели, изучив которые можно понять, что такое бизнес и как это воплотить на практике. Описания эти коротки и ясны. Подчас кажется, что Кауфман лишь напоминает читателю о том, что тот и без того знает. Однако в книге «Сам себе MBA» эти знания сведены воедино, систематизированы и изложены в максимально доступной форме. Для дополнительного удобства в конце приведён алфавитный указатель ментальных моделей и бизнес-концептов автора.

    В 12-ти главах, разбитых на небольшие разделы (снабжённых остроумными эпиграфами, чтение которых доставляет дополнительное удовольствие) Джош Кауфман подробно объясняет, как работает бизнес и что может его улучшить; как люди принимают решения, воплощают их в жизнь и взаимодействуют с окружающими; как работают сложные системы и что можно сделать, чтобы их исправить.

    Сам автор утверждает, что его книгу вовсе не обязательно читать от корки до корки. Достаточно иногда перечитывать параграфы, которые привлекают ваше внимание, а затем постараться применять советы на практике. Нелишним будет и пролистать её перед началом нового проекта. И если вы не найдёте ответа на свой вопрос (например, по нюансам бухгалтерии или финансовом анализе), возможно, пригодятся отсылки на другие – более углублённые – источники, которыми изобилует этот труд. Ведь «Сам себе MBA», напомню, это лишь фильтр, который поможет вам усвоить основы бизнес-науки.

    Здесь я вспомнил о своей знакомой, которая некоторое время назад решила открыть хостел, имея в распоряжении лишь помещение в 120 кв. метров и собственный неуёмный энтузиазм. Бизнес-образования у неё не было, и большинство вещей ей пришлось постигать методом проб и ошибок. Сейчас её дело процветает, однако если бы три года назад у неё под рукой оказалась книга «Сам себе MBA», многих «шишек» и неудач можно было бы избежать.

    Кому читать: тем, кто хочет открыть своё дело, но страшится неопределённости и/или отсутствия знаний; тем, кто уже начал свой бизнес, но не понимает, почему что-то идёт «не так»; тем, кто не хочет останавливаться на достигнутом и желает развиваться дальше.

    Кому не читать: людям, которые не испытывают тяги к самостоятельному делу. Таким, как я.

    Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.