Sealytics об идеальных клиентах, стереотипах и веслах

Уже во второй раз эксперты компании «Поисковая аналитика» (sealytics.ru) собрались вместе, чтобы обсудить насущные проблемы SEO-индустрии. В этот раз в общении участвовали двое — Владимир Сурков (Studio oneTOUCH) и Алексей «aleks» Славгородский («Ваш партнер») — и говорили они о клиентах. Не только своих, но и чужих. О том, какими словами обзывались и к каким выводам пришли — можно послушать в подкасте, или прочесть ниже.

Стереотипы и анекдоты о ценах

Обойти стороной миф о том, что SEOшники — злые хулиганы, выкачивающие из клиентов деньги, конечно, невозможно. Как, впрочем, и не согласиться с ним. Однако, согласитесь, в конфликте, как правило, виноваты оба спорящих, т. е. клиенты тоже далеко не так непогрешимы, как порой может показаться.

Упирается «проблема на стороне заказчика» в другой стереотип — «SEO это дешево». Однако, путем нехитрых вычислений получается: если продвижение обещается за 20-30 тыс. рублей, клиента ждет компания, где пара аккаунт-оптимизатор ведет одновременно 100-150 проектов. В современных реалиях продвинуть сайт за 2-4 часа работы в месяц нереально. Более того, SEO больше не может быть набором стандартных действий — они, действия, должны подстраиваться под проект, а значит формализировать их, в большинстве своем, не получится.

Вопрос о том, сколько же денег отдать в SEO, похож на анекдотическое высказывание «вам шашечки или ехать?». Если «ехать», то ценник на SEO не может быть ни 20, ни 30 тысяч. В конкурентных тематиках — не меньше 100 тысяч.

В пример можно привести недавний тендер крупного производителя бытовой техники, по требованиям которого максимальная планка абонентской платы не должна была превышать 40 тыс. рублей. Подобные условия, мгновенно хоронящие любые возможности для качественного продвижения, для рынка, к сожалению, не редкость.

Типология клиентов

Вся правда о клиентах была бы не полной, если бы в этом материале не было перечисления и описания их типичных представителей.

Итак, эксперты «Поисковой аналитики» склонны выделить 5 основных групп:

1. Клиент-бюрократ. Как правило, относится к крупным и/или международным организациям, которым свойственны мучительно-длинные цепочки согласований. Даже мелкие рекомендации оптимизаторов вносятся спустя год-полтора, когда способны принести больше вреда, чем пользы;

2. Клиент-обещание. Отличительная черта — полное отсутствие обратной связи (или исключительно генерация ее фантома). Любые запросы информации или предложения согласовать что-либо пропадают в новых и новых обещаниях: «завтра, в понедельник, после отпуска».

3. Клиент-гений. Считает, что разбирается в продвижении сайтов. Часто считает себя «таким же SEOшником». На вопрос о количестве собственноручно выведенных сайтов имеет свойство обижаться, но требует обоснования закупки каждой ссылки, чем сильно тормозит работу исполнителей. Приходится либо вручную отстранять клиента от внутренней кухни, либо расставаться.

4. Клиент-спринтер. Один из наиболее часто встречающихся типажей. Правки вносятся и согласовываются быстро, информация предоставляется, в производство не лезет, но и результатов ждет завтра, максимум — послезавтра. Такие клиенты не готовы к долгому продвижению. В том случае, если клиент адекватный — стоит предложить один из двух вариантов на выбор: либо совместный поиск иных каналов продвижения в Сети, либо формирование выдающегося приложения, которым клиенты заказчика мгновенно заинтересуются.

5. Клиент-псевдомонополист. Истово верит, что SEO решит все его проблемы с малым количеством заказов. При этом цены на сайте могут быть на 20-60% выше, чем у конкурентов. Причины столь существенной разницы объяснить не в состоянии. Такой заказчик особенно опасен для молоды студий — даже если происходит чудо и сайт клиента оказывается в ТОПе до банкротства, Матрикснет восстанавливает справедливость и вышвыривает неконкурентоспособное предложение из десятки.

Сроки проектов и способы их сокращения

При этом острое реагирование на сроки продвижения свойственно не только «спринтерам», но и многим представителям других типов клиентов. Можно вывести следующую, пусть и довольно общую, формулу для определения времени, которого потребует качественное продвижение:

СРОКИ ПРОЕКТА = КАЧЕСТВО СПЕЦИАЛИСТОВ x ВРЕМЯ, КОТОРОЕ ТРАТИТСЯ ИМИ НА ПРОЕКТ

Довести до максимума оба множителя — удовольствие чрезвычайно дорогое, т. к.:

1. Студии требуют много денег, однако ни в одной фирме профи не будет обслуживать только один проект — в лучшем случае, 5-7 (если специалист хороший — потянуть такой объем сможет), в худшем — 10 и более (в этом случае качество точно упадет).

2. Для того, чтобы 100% времени уходило только и исключительно на сайт одного конкретного заказчика, специалиста нужно взять в штат. Новички никому не нужны, подмастерья попросят много денег, а мастера заломят и вовсе уж неприличный ценник.

Последних еще и сложно найти, особенно человеку без понимания, как должен выглядеть SEO-гуру — слишком много бьющих себя пяткой в грудь с криками «я лучший, дайте мне зарплату ровно мильён» вчерашних студентов. Более того, один SEOшник в поле не воин — в отряд потребуются еще и аналитик, программист, а возможно — и копирайтер с маркетологом и юзабилистом впридачу. Так что сумма возрастает чуть выше, чем до небес.

Идеальный клиент

Читатели-клиенты (если таковые имеются — добро пожаловать!) уже наверняка попробовали отнести себя к одной из упомянутых выше групп. Если сделать этого не получилось — либо заказчик что-то о себе не знает, либо может смело записывать себя в разряд полумифических «идеальных клиентов».

Для того, чтобы расставить все точки над «ё», предлагаем своеобразный чек-лист. Итак, клиент идеален, если:

1. Он заинтересован в качественной услуге, а не в отмывании денег и «понтах»

2. Он знает, с чем едят SEO, но во внутреннюю кухню предпочитает не лезть

3. Он представляет средний бизнес, где руководитель сам отвечает за продвижение и маркетинг

4. Он доверяет своему подрядчику

5. Он готов вкладывать деньги в продвижение и расширять проект

6. Он адекватен в общении

Справедливости ради стоит отметить: изначально идеальных клиентов не бывает, их нужно воспитывать самой студии. Уходит на такое воспитание, как правило, от 6 месяцев до 2 лет. Причем чем ближе клиент приближается к статусу «идеального», тем меньше вопросов он задает, но тем больше вникает в суть производства. Проще говоря, логичным итогом этого процесса становится некий симбиоз между компанией клиента и веб-студией.

Говоря же совсем уж иносказательно, можно представить SEO-продвижение как лодку, в которой сидят двое: заказчик и исполнитель. У каждого из них в руках по веслу. Если один будет грести, а другой отдыхать — лодка поплывет по кругу. Если каждый будет грести в свою сторону — лодка начнет вечное вращение вокруг своей оси. И только когда оба гребца выберут направление, ритм и скорость, которые утроят обоих — лодка двинется к своей цели.

Так и хочется закончить материал объявлением вида «Грамотный, вменяемый SEOшник без вредных привычек с правым веслом ищет вменяемого и платежеспособного клиента с левым веслом для создания крепкого и успешного проекта». Телефон, дата, подпись.

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.