SEO-итоги 2018: качество сайта, дискриминация органики и пауки в банке

В последнем выпуске рассылки уходящего года традиционно подвожу его итоги, вспоминая события, оказавшие влияние на отечественный рынок SEO.

Не удивительно, что основные события связаны с крупнейшим игроком на отечественном поисковом рынке – Яндексом. 

В 2018-м году Яндекс продолжил обозначившуюся в предыдущем году тенденцию на урезание своего поискового функционала, явно стремясь к его унификации с поисковым функционалом Google. Так, в марте было объявлено о прекращении поддержки директивы Host. Теперь для указания главного зеркала сайта предлагается воспользоваться инструментом «Переезд сайта» сервиса Яндекс.Вебмастер, предварительно организовав постраничный 301-й редирект с второстепенного зеркала. Можно обойтись и без редиректа (этот способ более надежен в плане минимизации потери трафика), но в этом случае оперативность переезда не гарантируется. 

В августе Яндекс объявил о том, что перестает отображать показатель тИЦ, бывший на протяжении многих лет одной из главных величин, влиявших на ценообразование для SEO-ссылок. Сразу же возникли аналогии с отменой в 2016-м году поисковой системой Google показа значения PageRank. Однако, в отличие от Google, на смену тИЦ в Яндексе тут же пришла новая «пузомерка» - индекс качества сайта (ИКС). При этом Яндекс прямо заявляет, что «эпоха SEO-ссылок прошла». И весьма прозрачно дает понять, что на смену входящим ссылкам, как показателю авторитетности сайта приходят его поведенческие характеристики, которые обозначаются как «востребованность сайта аудиторией».

Кстати, в самом конце уходящего года Яндекс жестко предупредил тех, кто собирается продвигать сайты с помощью эмуляции действий пользователей, т.е. напрямую воздействовать на поведенческие факторы. Что лишний раз подчеркивает важность поведенческих характеристик в алгоритме ранжирования Яндекса. Полагаю, не за горами массовые санкции в отношении тех, кто не внемлет этому предупреждению. По всем законам жанра, появившееся на сцене ружье по ходу пьесы обязано рано или поздно выстрелить.

По сравнению с 2017-м годом с его нашумевшим алгоритмом «Баден-Баден» год 2018-й стал не столь богат на прямые удары со стороны Яндекса по позициям SEO-индустрии. Однако, таковые удары все же были. Так, в апреле было замечено массовое применение Яндексом санкций за нарушение «Малополезный контент, спам, избыток рекламы». Пострадало большое количество так называемых, контентных проектов, собирающих поисковых трафик по информационных запросам и монетизирующихся на счет показа рекламы. Сотрудники Яндекса объяснили, что таким образом они борются с рекламой, вводящей пользователя в заблуждение. Так уж совпало, что в первую очередь, пострадали сайты, активно использовавший один из наиболее популярных рекламных форматов основного конкурента Яндекса Google «Адаптивные блоки ссылок». Случайно это произошло или нет – остается только догадываться. Но тем не менее, это был, пожалуй, самый массовый случай применения санкций Яндексом за нарушение своей поисковой лицензии в 2018-м году.

Однако, как оказалось, не так страшен прямой удар, как удар исподтишка, которого не ждешь. В 2018-м году Яндекс разродился только одним официальным апдейтом, получившим название «Андромеда». Но по сути это не был апдейт в классическом понимании, а не более, чем декларация множества изменений различного характера и масштаба, которые внедрялись в поиск на протяжении всего времени, прошедшего с момента выкладки предыдущего алгоритма. 

Основной тенденцией этого множества изменений является вытеснение органической выдачи с первого экрана страницы поиска по коммерческим запросам так называемыми «колдунщиками» внутренних сервисов Яндекса. Это явление в поиске сотрудники Яндекса называют «улучшенной интеграцией с другими сервисами Яндекса». А по факту отечественная SEO-индустрия получила весьма чувствительный, хоть и непрямой, удар с совсем другой стороны. Вместо прямых санкций Яндекс просто методично вытесняет результаты работы сеошников из видимой области поисковой выдачи. И эта тенденция, на мой взгляд, будет даже пострашней прямых санкций, к которым сеошники уже более-менее привыкли и постарались приспособиться.

Что же касается второй по популярности поисковой системы на отечественном рынке – Google – то тут, пожалуй, можно выделить два основных момента в 2018-м году. В июле Google официально анонсировал введение фактора скорости загрузки страницы в мобильном поиске, получившее название «Speed Update». А в августе пользователи поисковика ощутили влияние нового алгоритма, который получил неофициальное название «Medic Update», потому что поначалу изменения были замечены в выдаче по медицинской тематике. Эти изменения наделали в сеошной среде, особенно ориентированной на западный рынок, достаточно много шума. Google устами своего сотрудника Денни Салливана ограничился заявлением, что в это время имело место не более чем рутинное обновление алгоритма, без раскрытия каких-нибудь деталей. 

Однако с подачи различных западных источников в сеошной среде укрепилось мнение, что данное обновление направлено в первую очередь на учет качества сайта, что в большей степени влияет на сайты в жизненно важных тематиках типа медицинской. Опять-таки, как и в случае с Яндексом, выходит на сцену понятие качества сайта, хоть и неподтвержденное официально Google.

Ну и отдельно хотелось бы пройтись по реалиям современной отечественной SEO-индустрии. В 2018-м году, на мой взгляд, все более отчетливо сформировалось разделение формата аутсорсинговых SEO-услуг на три класса:

  1. «Поточные» SEO-конторы с достаточно большим штатом специалистов. Действуют за счет уже сформировавшегося бренда. Эдаким пылесосом пропускают через себя большинство платежеспособных клиентов по устоявшейся стандартной конвейерной схеме услуг. Кто-то из клиентов задерживается, а кто-то пролетает в трубу. По различным причинам.
  2. Так называемые «SEO-бутики». Гораздо более мелкие конторы, имеющие в штате, как правило, не более одного более-менее толкового специалиста, на котором завязан весь техпроцесс. Причем, это не обязательно владелец бизнеса. «Бутики» очень хотят «прокачать» свой бренд, чтоб в перспективе перейти в категорию «поточников». А пока, как правило, подбирают клиентов, разочаровавшихся в «поточном» подходе, пролетев в их трубу.
  3. Разношерстная армия фрилансеров-одиночек. Здесь полный раздрай. Кто-то за счет достаточной степени удовлетворенности клиентов выживает благодаря «сарафанному радио», а кто-то нещадно демпингует.

Все три класса устойчиво конфликтуют межу собой. «Бутики» очень хотят «отжать» хоть какую-нибудь долю сложившегося рынка у «поточников». Отдельные представители этого класса предпринимают спорадические попытки как-то консолидировать остальных игроков своего уровня вокруг себя, но попытки эти не приводят к успеху. Посему основные усилия направлены на «прокачку» своего бренда. Как грибы после дождя, растут всевозможные отраслевые и около-отраслевые конференции, как правило, региональные, по которым кочует один и тот же уже достаточно примелькавшийся набор спикеров от «бутиков» с основательно заезженными темами.

При этом ни «поточники», ни «бутики» не могут предложить на данный момент рынку каких-либо инноваций в техологических моментах поискового продвижения. Зато резко возросло число публикаций в различных источниках, где те или иные представители SEO-индустрии активно пытаются отстроиться от конкурентов, пытаясь разоблачить их нечистоплотные техники. Имеют место даже последующие разоблачения разоблачителей. В общем, вот такой вот веселый внутренний мирок, и я бы охарактеризовал сложившуюся к концу 2018-го года ситуацию на рынке аутсорсинговых услуг, как «пауки в банке».

На этом фоне мне наиболее перспективным видится формат инхаус SEO-услуг, к которому прибегает все больше число клиентов, формирующих свой собственный SEO-отдел. У этого формата, конечно же, есть свои проблемы, но они представляются гораздо менее значимыми на фоне все более явно обозначающегося кризиса аутсорсинговых SEO-услуг.

Но в любом случае, я с оптимизмом гляжу в наступающий 2019-й год и желаю всем SEO-специалистам хороших позиций и стабильного поискового трафика. С Новым Годом!

preview SEO-оптимизация жива и не собирается умирать

SEO-оптимизация жива и не собирается умирать

В каком состоянии находится поисковая оптимизация сегодня и какие перспективы ожидают её в будущем? Читайте в статье
preview SE Ranking об итогах-2018 и планах на год

SE Ranking об итогах-2018 и планах на год

2018 год SE Ranking стартовал с 12 базами Google, а за год их стало 26
preview Оптимизация контента для вопросов: всё, что нужно знать

Оптимизация контента для вопросов: всё, что нужно знать

Оптимизируете ли вы свой контент для вопросов? Есть несколько веских причин начать это делать
preview 3 главных вывода из интервью с Джоном Мюллером на SearchLove London 2018

3 главных вывода из интервью с Джоном Мюллером на SearchLove London 2018

На конференции SearchLove London 2018 основатель Distilled Уилл Кричлоу получил возможность пообщаться с сотрудником Google Джоном Мюллером и задать ему те вопросы, которые уже...
preview 5 методов эффективного линкбилдинга в Google без бюджета

5 методов эффективного линкбилдинга в Google без бюджета

Пять методов ссылочного продвижения на Запад, которые условно бесплатны
preview 14 сигналов ранжирования, над которыми стоит работать в 2019 году

14 сигналов ранжирования, над которыми стоит работать в 2019 году

В статье представлены 14 самых важных факторов ранжирования, которые помогут вам занимать высокие позиции в Google в 2019 году