SEO Conference 2015: Методология исследования выдачи Яндекса

24 сентября в Иннополисе, расположенном недалеко от Казани, открылась VI Международная SEO Conference 2015. Мероприятие традиционно признано одним из самых масштабных и авторитетных мероприятий в мире SEO и интернет-маркетинга, в ней принимают участие такие известные компании, как Google, Mail.ru, Яндекс, «ВКонтакте», Aviasales, WikiMart, Sape, Ingate, Kokoc и многие другие.

Одним из первых спикеров стал Игорь Бакалов из компании «Ашманов и партнеры». Он представил доклад на тему: «Методология исследования выдачи Яндекса».

Фильтр на аффилированность сайтов

По словам докладчика, сегодня в Яндексе существует фильтр за аффилированность сайтов, но Платоны никогда в этом не признаются. В службе поддержки Яндекс.Вебмастера сообщается буквально следующее: мы стараемся не индексировать или не ранжировать высоко: группы сайтов одного владельца/компании, предоставляющие пользователю одни и те же товары или услуги, созданные с целью заполнения нескольких позиций в результатах поиска сбора трафика.

Отсюда вытекают 2 естественные проблемы:

  1. вы знаете, с кем сайт аффилирован,

  2. вы не знаете, с кем аффилирован.

Чтобы отыскать кандидата на аффилиативность нужно:

  1. Взять основные запросы из семантического ядра
  2. Проверить позиции по ним.
  3. Выбрать запросы, где сайта не в топ-50 (топ-100)
  4. Для каждого запроса выгрузить топ-10 (топ 30)
  5. Модифицировать запросы из семантического ядра:

  6. По всем модифицированным запросам проверить позиции
  7. Выбрать сайты, при исключении которых есть рост

Работающий запрос, по которому можно проверить наличие фильтра аффилированности сайтов, выглядит, к примеру, так:

Фильтр на одинаковые сниппеты

Убедиться в том, что на сайт наложен фильтр на одинаковые сниппеты можно при помощи GET параметра &rd=0 или, используя KeyCollector:

Фильтр на взрослый контент

В поиске Яндекса используется алгоритм, подобный обнаружению баннерной рекламы порнографического содержания. Документы, содержащие такую рекламу, исключаются из результатов «семейного поиска». По данным Яндекса, такая реклама размещена не менее, чем на 50 тыс. сайтов Рунета.

Наличие этого фильтра можно определить, применяя GET параметр &family=yes

Отключение ссылок в Яндексе

Чтобы понять, не попал ли сайт под санкции Яндекса, можно использовать принцип Людкевича. Методика позволяет проверить отключение ссылочного только для документов, которые имеют нулевую текстовую релевантность.

Суть проверки заключается в следующем: нужно отыскать не в московской выдаче документ, который:

  • не является «быстророботовской примесью»;
  • имеет сохраненную копию
  • не содержит ключевые слова из запроса в URL
  • в региональной выдаче с пометкой «Ссылки на страницу содержат».

После того, как подходящая ссылка найдена. Необходимо:

  1. сузить поиск конкретного документа с помощью оператора URL;
  2. проверить, ищется ли документ в Московском регионе с помощью &lr=213.

Если документ не ищется, то ссылочное по запросу отключено, и наоборот.

«Здесь имеет смысл обратиться к такому понятию, как Кворум Яндекса — это необходимая доля суммарного веса (IDF) слов из поискового запроса, которая должна присутствовать в тексте документа и/или текстах входящих на него ссылок для попадания в результаты поиска (SERP)», — привел докладчик определение Дмитрия Севальнева.

Пример может выглядеть так:

Все приведённые выше примеры иллюстрируют лишь одно: то, что ссылки работают.

Определение синонимов в Яндексе

Методика определения синонимов Яндексом отличается от классического подхода к пониманию синоимических слов. Согласно классическому определению, синонимы – это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по смыслу, а также синтаксические и грамматические конструкции, совпадающие по значению.

Так, например, слова: бегемот – гиппопотам; языкознание – языковедение; помидор – томат; пианино – фортепиано. Ни одна из этих пар не является синонимом по версии Яндекса.

Чтобы проверить, что «Слово 1» является синонимом «Слову 2» для Яндекса, нужно найти документ, который:

  1. Проиндексирован в Яндексе
  2. Содержит в контенте «Слово 1»
  3. Не содержит в контексте «Слово2»
  4. Не содержит в ЧПУ кириллицу/транслит «Слово 2»
  5. Не содержит в анкор-файле «Слово 2»
  6. Важно проверить, ищется ли URL по «Слово 2»

Если URL по «Слово 2» нашелся, то значит «Слово 1» и «Слово 2» — для Яндекса синонимы. В противном случае они таковыми не являются.

Слова «блог» и «ЖЖ», по версии Яндекса, являются синонимами.

Есть еще синонимы вида «Cлово 1, Слово 2» и «Слово 3 Слово 4», пример определения таких синонимов может выглядеть так:

Также спикер заострил внимание аудитории на том, что имеют место несколько ошибок, так, например, наличие слова в подсветке вовсе не означает, что оно синонимично слову в запросе.

Параметр &nosyn – не всегда срабатывает грамотно.

Чтобы убедиться в том, что слова «цифровое фортепиано» и «цифровое пианино» синонимы. Нужно отыскать документ, в котором есть слово «цифровое», но без «пианино» или «фортепиано»:

На вопрос из зала, стоит ли сайтам снимать ли ссылки, Игорь Бакалов ответил, что в решении этого вопроса всегда нужен строго индивидуальный подход и всесторонний анализ сложившейся ситуации в случае каждого конкретного сайта.Общих рекомендаций тут нет и быть не может.

Смотреть презентацию доклада

Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем.

Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя.
Языки: английский, французский.