SEO конференция 2015: #mobilegeddon или оптимизация под мобильный поиск

24 апреля 2015 года в Софии прошла ежегодная SEO конференция 2015, которая собирает на одной площадке специалистов в области оптимизации и маркетинга из Болгарии, Украины, Англии и других стран. В этом году мероприятие было посвящено анализу актуальных тенденций в SEO и обмену практическим опытом по улучшению поискового продвижения, оптимизации и раскрутки сайтов. Организатор конференции, крупнейшая в Болгарии компания по продвижению сайтов SEOM, постаралась пригласить лучших специалистов в своей области, и в этом году конференция проходила аж в 4 потока, собрав большое количество заинтересованных слушателей.

21 апреля 2015 года Google запустил алгоритм mobile-friendly, целью которого является определение сайтов, дружественных к мобильным устройствам, и их последующее ранжирование в результатах мобильного поиска выше прочих. Именно поэтому большое внимание докладчиков и слушателей на SEO конференции было привлечено к этому событию, потому что болгарский рынок SEO практически целиком ориентирован на поисковую систему Google.

Программную часть одного из потоков открыло выступление Марии Моевой, аналитика команды Webmaster Trends Google. Мария рассказала об основных требованиях Google к сайтам, которые хотят высоко ранжироваться в мобильном поиске, а также перечислила основные инструменты для вебмастеров, которые помогут им получать от поисковой системы Google тот трафик, которого они заслуживают.

Далее тему оптимизации сайтов под мобильный поиск продолжил Евгений Йорданов (First Online Solutions) с рассказом о том, как выжить в условиях наступившего Mobilegeddon’a.

В начале своего выступления Евгений привел показания Потребительского барометра Google за истекший год, которые демонстрируют, что количество болгарских пользователей, использующих мобильный интернет, достигло 94%.

Далее докладчик представил краткую историю эволюции в Google мобильных устройств, для того, чтобы слушатели понимали, как мы пришли к тому, что имеем сейчас.

В декабре 2011 года Goolge запустил отдельный поисковой робот для мобильного контента, оптимизированного под смартфоны (Googlebot-Mobile). Представители Google официально сообщили, что нововведение призвано увеличить объемы индексации мобильного контента и предоставить пользователям гораздо больше информации, релевантной их поисковым запросам. Тогда же была запущена функция Skip Redirect for Smartphone-Optimized Pages, и инженеры Google порекомендовали вебмастерам проверить контент своих ресурсов на предмет того, чтобы каждому user-агенту предоставлялся контент, оптимизированный под соответствующие устройства.

В июне 2013 года Google анонсировал изменения алгоритма для поиска на смартфонах, опубликовав список основных проблем мобильных сайтов, таких как неправильный редирект, битые ссылки, неработающие видео и бесконечный редирект бота Googlebot-Mobile.

В марте 2014 года Google начал показывать рекламу из контекстно-медийной сети AdWords в результатах мобильной выдачи.

Октябрь 2014 года – появился мобильный инструмент Webmaster Tools. Позже в него была добавлена функция для отслеживания проблем мобильного юзабилити. Новый отчет демонстрирует общие проблемы юзабилити на мобильном сайте, чтобы вебмастер мог исправить их и улучшить мобильный опыт для пользователей.

Ноябрь 2014 года – Google экспериментирует с визуализацией мобильно дружественных сайтов в выдаче. Впервые в результатах мобильной выдачи напротив сайтов, адаптированных для просмотра с мобильных устройств, начинает отображаться специальная надпись «mobile-friendly». Удобность для мобильных пользователей становится одним из факторов ранжирования Google.

В январе 2015 года Google через Webmaster Tools начал рассылать вебмастерам уведомления о том, что их сайт не адаптирован под просмотры с мобильных устройств, а также о необходимости обновления устаревших версий WordPress или других популярных CMS, которые используются на сайте.

C февраля 2015 года – фактор mobile-friendly становится официально признанным сигналом ранжирования для Google. Как заявила специалист отдела качества поиска Google Зинеб Аит Бахаджи (Zineb Ait Bahajji) на конференции SMX в Мюнхене, фактор mobile-friendly будет иметь больше влияния на результаты поисковой выдачи Google, чем обновления Panda и Penguin.

21 апреля 2015 года – Mobilegeddon. Google официально опубликовал новость про запуск нового алгоритма ранжирования мобильного поиска, сообщив, что теперь мобильная и десктопная выдачи не будут никак коррелировать.

Google сообщил, что новый алгоритм затронет только обычный поиск и не коснется сервисов Google Новости, Google картинки и других. Обновление скажется на поисковой выдаче только мобильных устройств. Алгоритм затронет сайты на всех языках, но будет анализировать отдельные страницы, а не целые веб-сайты.

Теперь Google автоматически проверяет сайты на mobile-friendly параметры: на наличие контента, который поддерживается не всеми устройствами, текстов, нуждающихся в масштабировании или требующих горизонтального скроллинга, и гиперссылок, расставленных близко друг от друга.

Надо отдать должное Google, который сделал все, чтобы облегчить вебмастерам адаптацию своих ресурсов под требования нового алгоритма. Сервис Mobile-Friendly Test поможет узнать, соответствует ли сайт всем необходимым критериям, а инструмент PageSpeed Insights позволит вебмастерам получить полный отчет о возможных ошибках и недостатках сайта при использовании мобильной версии.

И так ли уж страшен этот Mobilegeddon? Если учитывать все требования Google, которые касаются дизайна, расположения информационных блоков в области просмотра пользователя, корректное расположение ссылок и удобство для мобильных пользователей, то к этому явлению можно адаптироваться.

Если сайт не проходит тест – это не конец света. Есть три конфигурации:

адаптивный дизайн (сервер отправляет один и тот же код HTML всем устройствам — обычным компьютерам, планшетам, мобильным телефонам, невизуальным браузерам, но этот код отображается по-разному (т. е. адаптируется) в зависимости от размера экрана)

динамический показ (конфигурация, при которой сервер отправляет в ответ на запрос определенного URL различные варианты кода HTML и CSS, и при выборе нужного варианта система ориентируется на агент пользователя)

разные URL (конфигурация, когда содержание для компьютеров находится на странице с одним URL, а аналогичный контент, отформатированный для мобильных устройств, располагается по другому адресу)

Google предпочитает адаптивный дизайн! Евгений рекомендует вебмастерам быть внимательными при создании упрощенной версии сайта. Страницы в такой версии могут быть оптимизированы, но не очень удобны для пользователей. После создания сайта с адаптивным дизайном важно убедиться, что все правильно перенесено. Нужно проверить каждую ссылку и убедиться, что они все перенаправляют пользователей на страницы новой версии, а не на отдельные мобильные страницы или не возвращают код ошибки 301.

Всем вебмастерам нужно как можно быстрее начать работу над своим сайтом, на это у всех есть около года, до того времени, когда новый алгоритм будет хорошо обкатан и заработает в полную силу.

Докладчик также напомнил слушателям о том, что Google предлагает вебмастерм подробные руководства по оптимизации для мобильных устройств для каждой используемой СMS (если нужного ПО нет в списке, можно обратиться к разработчикам через специальную форму и получить консультацию). А также призвал не забывать о микроразметке, для формирования красивых и понятных структурированных сниппетов и вывода на страницу выдачи как можно большего числа ссылок на сайт.

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета.
Языки: румынский, испанский.
Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.