SEO. Ссылки отключить нельзя оставить

28 мая в Санкт-Петербурге в конгресс-центре гостиницы «Прибалтийская Park Inn» стартовала 10-я юбилейная интернет-конференция — СПИК 2015.

Одной из самых посещаемых стала секция, посвященная животрепещущей теме поисковой оптимизации сайтов. Отменены ли ссылки или продолжают работать? Снимать или не снимать? Как уберечься от Минусинска и что делать тем, кто уже был сослан?

Ответам на эти вопросы были посвящены выступления известных seo-специалистов, настоящих гуру от оптимизации и поисковой аналитики – Сергея Людкевича, Юрия Софина, Александра Шестакова, Артура Латыпова и Евгения Трофименко.

Независимый консультант Сергей Людкевич в своем выступлении очень подробно рассказал о первой волне Минусинска, обо всех предпосылках введения фильтра и его последствиях, а также об основных классификационных признаках, используемых в этом алгоритме (подробный обзор прозвучавшего доклада читайте здесь).

А резюмировал Сергей так — активность пользователей нужно стимулировать, а не симулировать, и именно в этом и заключается для Яндекса смысл введения Минусинска, чтобы научить оптимизаторов продвигаться не ссылками, а коммерческими факторами.

Сергей Людкевич: «27 мая была вторая волна Минусинска, ровно через 12 дней после первой. Вы еще не начали снимать?»

Однако, в процессе ответов на вопросы участников конференции, Сергей согласился с тем, что существует проблема с вечными ссылками, бывшими трендом года 3-4 назад. Снять их нереально и это проблема. Принципиального отличия вечных ссылок от арендных — нет. В «Мадридском докладе» Яндекса говорится, что особенного различия между ссылками поисковой робот не видит. И да, теперь те, кто покупал вечные ссылки, оказались в неприятной ситуации, потому что механизма, как у Google, по отклонению ссылок Яндекс вводить не предполагает. Сергей высказал надежду на то, что если такая проблема станет остро, Яндекс все-таки предложит какое-нибудь решение.

Свои наблюдения за первой волной Минусинска также представили Юрий Софин (Wizard.Sape) и Александр Шестаков (Pr.Sape). И если позиция Сергея Людкевича довольно категорична – снимать ссылки, ибо Минусинск не остановится, а лишь будет все больше расходиться волнами, и вскоре пессимизация станет массовым явлением, то представители сервисов считают, что паниковать не стоит, и что Минусинск – это всего лишь один из фильтров, и ссылки никогда не перестанут работать.

В доказательство этого утверждения Юрий и Александр привели результаты исследований, проведенных специалистами сервиса, при которых сайты наблюдались в динамике – как до, так и после запуска пессимизирующего алгоритма.

Только 0,71% от всех сайтов, продвигаемых в Wizard, получили такие письма. Все они сразу же были проанализированы. Эти сайты были разделены на подгруппы, а затем для одной группы сайтов были применены новые ссылочные стратегии, а другая группа была оставлена без вмешательства.

Когда запустился Минусинск – из первой группы ни один сайт не был пессимизирован. А из второй группы была пессимизирована всего небольшая часть. В общем, 89% сайтов остались без изменений, сайты которые выросли и упали, составляют около 3 % и это не значит, что они попали под Минусинск. В общем, в первой волне пострадало – 0,7% из всех сайтов.

Видимость тех сайтов, которые сняли много ссылок (от 3 тыс.), в Яндексе значительно ухудшилась. А те, кто пользовался новыми стратегиями, отыграли этот апдейт даже с некоторым плюсом. Те, кто ничего не делал, также отыграли в плюс. Ускоренный рост ссылочной массы на динамике никак не сказался.

Представители агрегаторов считают, что Минусинск – фильтр, а различные фильтры за ссылочный переспам действуют в Яндексе уже очень давно, причем одни пессимизируют сайты по отдельным запросам, а другие – сразу по всем. Хорошие автоматизированные сервисы и опытные вебмастера научились справляться с ними, а значит и изобретение «лекарства» от Минусинска – лишь дело времени.

Александр Шестаков: «Мы перестраиваемся с изменением отрасли, меняемся и стараемся работать качественно. Скоро будет серьезная чистка ссылок».

На вопрос из зала о том, сколько сайтов имели ссылки от Сапы среди тех 488-ми, пострадавших от первой волны Минусинска, сколько ссылок с других бирж, сколько вечных ссылок — точного ответа не последовало. Юрий лишь сказал, что есть предположение, что это коррелируется с долей использования ссылок с бирж. Все сайты были в ТОПе, а в ТОП выходят, используя одни и те же инструменты. Но если говорить за Wizard.Sape, то до 30% из этих сайтов покупали ссылки с этого сервиса. Зависимости по количеству купленных ссылок от всех остальных замечено не было.

По словам Юрия, даже предупреждения Яндекса, так называемые «письма счастья» не являются каким-то точным показателем чего-то. Как многие, получившие письма, сайты остались на своих позициях, так есть и примеры сайтов под Минусинском, у которых совершенно чистый Вебмастер.

Юрий Софин: «Мы считаем, что Минусинск — это один из фильтров. Если бы Яндекс перестал учитывать ссылки полностью, то тогда бы мы могли вести диалог в том ключе, что он не остановится и так будет всегда. Условно, переводя на язык метафор, вдруг начали сажать за коррупцию. Но саму-то коррупцию не отменили. За нее начали сажать, чтобы люди боялись давать взятки. Но взятки продолжают давать, а ссылки продолжают работать. Просто Яндекс решил провести показательную порку сайтов. Глубина Минусинска не изучена. Вы, может быть, попадете под Минусинск когда-нибудь, если будете покупать ссылки, а вот если вы все их снимете, вы просядете обязательно».

Артур Латыпов (SEO Интеллект) также привел результаты проведенных исследований, как сразу после отключения ссылочного для Москвы и Московского региона по коммерческим запросам в 2013 году, так и после введения Минусинска. Артур также, как и Людкевич уверен, что новый алгоритм работает итерационно. Дальше он будет раскатываться все больше и больше – потому что он пришел навсегда.

Действие Минусинска, по мнению Артура, заключается в следующем:

  1. Выбор лидера в тематиках
  2. Оценка внешней ссылочной массы
  3. Решение: понижать или не понижать
  4. Повторение, спустя время, начиная с пункта 1

Алгоритм карает сайты, исходя из оценки процента SEO-ссылок в общей ссылочной массе, общего количества SEO-ссылок, параметров анкор-листа. Кроме того, возраст SEO-ссылок является важным параметром. Если сайт наказывают, то страдают все поддомены. При смене домена и смене зеркала, Яндекс обещает, что санкции «догонят». Фильтр накладывается на срок от 3 месяцев. Яндекс говорит, что снятие SEO-ссылок – безопасно.

Многие сейчас задаются вопросом – что можно считать SEO-ссылкой. Артур уверен, что все знают, что это такое. Все, кто хоть раз давал деньги за ссылку, знает, что такое SEO-сылка.

SEO-ссылки это:

  • Низкое качество сайтов-доноров
  • Большое количество ссылок на сайты разных тематик
  • Отсутствие значимого трафика
  • Покупка ссылок в биржах, агрегаторах, сервисах
  • Резкая покупка большого количества ссылок
  • Коммерческие анкоры (с ключевыми словами)

Однако точный алгоритм выявления SEO-ссылок известен только Яндексу.

Результаты исследования 201 сайта из 488 сайтов, пострадавших в первую волну Минусинска и одного сайта, уже попавшего под вторую можно найти здесь.

Рекомендации тем, кто попал под Минусинск:

  1. Отказ от дальнейшей постановки и покупки ссылок
  2. Снятие уже имеющихся SEO -ссылок
  3. Диалог с поддержкой Яндекса, надо сообщить, что вы все сняли и больше не будете

Артур отметил, что после всего этого сайт может потерять позиции в Google, а возвращение позиций в Яндексе при этом никем не гарантируется.

Что делать тем, кто не хочет попасть под Минусинск?

  • Выгрузить все ссылки из Вебмастера
  • Сравнить с купленными ссылками в биржах
  • Проверить ссылочный профиль (общее количество SEO-ссылок не должно больше 500 и составлять менее 50% к общему количеству. Если показатели превышены – снимать)
  • Проверить качество доноров (снимать сначала их)

Артур Латыпов: «Мы у себя в компании все подчистили, какой-то процент SEO-ссылок оставили, и уверены, что, по крайней мере, в 3 ближайшие итерации Минусинска нам ничего не грозит. Не покупайте ссылки в агрегаторах, пока они не изменят критерии подбора доноров!»

Самый оптимистичный взгляд на Минусинск высказал Евгений Трофименко (convr.ru), который на примерах цитат из всех публичных выступлений Александра Садовского и Екатерины Гладких сделал вывод о том, что новый алгоритм – даже не алгоритм вовсе, а ручное наложение санкций.

Минусинск, по его мнению, никак не связан с релевантностью сайтов, потому что если бы это было так, то с низких позиций падение было более слабым, а с высоких – более сильным. Это просто фильтр – минус 20 позиций. Сайты падают и по витальным запросам тоже – наверняка это ошибка, ведь так уменьшается счастье юзеров.

Кроме того, после введения фильтра, значимого ухудшения выдачи по метрикам не случилось. Потому что для применения Минусинска выбираются сайты, которые можно с легкостью заменить на другие. Евгений предупредил, что в группе риска оказывается e-commerce – там все сайты на одно лицо. Как известно, от ручного вмешательства качество выдачи страдает значительно меньше, чем от раскатки автоматического алгоритма, это доказывает, что Минусинск – это ручные санкции.

Евгений также считает, что не стоит ждать появления аналога Disavow Links, потому что Минусинск – это такой маленький проектик, нацеленный не на улучшение качества выдачи (которое и так плохое), а на то, чтобы навести шороху. Натурально, каждого могут «прогнать по каталогам хрумером». А вы давайте, «влияйте на те ссылки, на которые сможете повлиять». Воспитательные акции так не делают!

Ясно, что инструмент-аналог Disavow Links потребует много ресурсов и значительной переделки системы. Отклоненных ссылок может быть много, да и технически это сложно… Не стоит ждать подобного инструмента зря.

Чего же ожидать отрасли от Минусинска? И совпадают ли ожидания Яндекса и сеошников?

Сигнал от Яндекса: SEO-ссылки – неполезные посетителям.

Вероятная реакция отрасли: расцвет усиления ссылок накруткой ПФ в сервисах типа Мегаиндекс и Юзератор.

Сигнал от Яндекса: Критерий продажности ссылки – важный

Вероятная реакция отрасли: Уход от паблика, расцвет закрытых сеток (Кокос-стайл), может быть, спецсетки для клиента.

Сигнал от Яндекса: Важность ссылочного профиля, упор на долю SEO-ссылок при определении фильтра

Вероятная реакция отрасли: Расцвет разбавки ссылочной массы «естественными» ссылками (спам соцсеток, бложеков и т.д.)

Сигнал от Яндекса: Лучшие пользователи – не просто возвраты, а фанаты, делящиеся ссылкой

Вероятная реакция отрасли: Накрутка всего этого фейковыми юзерами. Упор на соцсети.

Ожидания Яндекса: Мы объявим санкции, объявим, что «95% ссылок не работают», и оптимизаторы грустно уйдут продавать Директ…

Реальность оптимизатора: Йо-хо! Если я буду делать «правильные» ссылки, я увеличу свою эффективность в 20 раз!

Евгений Трофименко: «Яндекс ждет, что все глупые, а оптимизаторы довольны. Минусинск вреден для агрегаторов, а не для оптимизаторов. Клиенты раньше просто приходили в агрегатор и продвигались ссылками. Яндекс сказал – это плохо и не надо. Клиенты перестанут идти в агрегаторы и пойдут к сеошникам за ссылками, которые работают. Поэтому сеошникам надо поблагодарить хороший Минусинск!»

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета.
Языки: румынский, испанский.
Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.