В последнее время многими вебмастерами было отмечено, что позиции на одном проекте скачут по несколько раз в день, и могут меняться в среднем, в диапазоне от 3-го места до 50-го. Ситуация с регулярными скачками позиций и видимости в Яндексе в Московском регионе наблюдается уже более трех месяцев, с начала лета.
Характерная картина для проектов представлена на двух примерах ниже:
Константин Скобеев (Скобеев и партнеры) предполагает, что причин происходящему может быть несколько:
1. Яндекс тестирует изменения или корректировки алгоритмов в небывалых ранее масштабах. Доказательством может служить довольно продолжительный период действия аномалии и затрагивание крайне обширного списка запросов и тематик.
2. У Яндекса серьезные технические проблемы, приведшие к крайне нестабильному функционированию поиска. Эта версия объясняет тотальный и беспощадный характер изменений, а также отсутствие информации о работах со стороны самого поисковика.
Специалисты компании «Пиксель Плюс» считают версию о технических неполадках в Яндексе - наименее правдоподобной, по причине того факта, что скачки наблюдаются только в Москве и области. Если бы действительно имели место технические сбои, то результаты выдачи вели бы себя аналогичным образом по всех регионах России и странах СНГ. Более того, результаты выдачи по запросам в Яндексе кэшируются, что не сочетается с фактами представленными ниже.
Представители технической поддержки Яндекса, на вопросы о подобных волнах видимости отвечают о текущем внедрении новой формулы ранжирования. Данная версия не выглядит очень правдоподобной, так как внедрять новую формулу более трёх месяцев, это - уже явный перебор.
Можно предложить три возможных причины данных скачков видимости/позиций в Яндексе:
1. Применение и снятие санкций (вида текстовых пост-фильтров) для проектов, что связано с пересмотром порогов наложения фильтра «Переоптимизация». В результате чего, видимость проекта то резко теряется, то резко увеличивается. Данная версия подтверждается рядом аналитических подтверждений, хотя и не во всех случаях проседания/роста.
2. Ввод в алгоритм умышленного «рандома» с заданными целями:
- Уменьшения отдачи от поискового продвижения (за счёт уменьшения суммарного числа поискового трафика в месяц из-за колебаний).
- Определенной дестабилизации ситуации по занимаемым проектами позициям.
- Набора ряда поведенческой (кликовой) информации по большему числу проектов, чем помешается в ТОП-10. Действительно, если временами «перемешивать» ТОП-100, то пользователи будут видеть в выдаче и «оценивать» своими посещениями большее число сайтов, чем без аналогичного «рандома».
- Определения сайтов, накручивающих кликовые ПФ и накрученных кликов.
Самым правдоподобным в данной ситуации специалистам «Пиксель Плюс» видится сочетание первой и второй версий из представленных выше: скачки позиций объясняются наличием рядом целей у Яндекса, в совокупности с применением и снятием текстовых пост-фильтров для значимого числа оптимизированных проектов.