Сергей Баиров: «Пока есть ТОП10 поисковых систем, будет и поисковое продвижение»

Сегодня в гостях у редакции Searchengines.ru Сергей Баиров — директор по маркетингу SeoPult. Разговор идет о тенденциях развития поисковых алгоритмов, будущем SeoPult и рынке прикладного seo-образования в России.

Сергей, как вы оцениваете тенденции развития поисковых алгоритмов? Куда, на ваш взгляд, движутся поисковые машины?

Применительно к Рунету нужно говорить в первую очередь о Яндексе и о Google. Обе поисковых системы движутся в сторону персонализации выдачи. Google запустил социальную сеть Google+ и кнопку «+1», Яндекс ввёл авторизацию через социальные сети, не создавая собственной платформы. Цель здесь одна — стремление к получению максимального объёма данных о пользователях интернета. Это значит, что результаты поиска обеих систем будут всё более и более персонализированными, а у рекламодателей появится больше возможностей таргетинга.

Если говорить о разнице, то западный Google (следовательно, российский тоже, но с отставанием) большее внимание уделяет трасту площадок-доноров. Яндекс же развивается в сторону технологий машинного обучения («Матрикснет»), пытаясь «непредвзято» выявить факторы, по которым живой человек оценивает качество и релевантность страниц. Конечно, обе поисковые системы используют очень серьезные математические аппараты, которые с трудом поддаются reverse engineering в режиме «черного ящика», но для нужд SEO нет необходимости воссоздавать Яндекс в ящике своего письменного стола. Достаточно вычленить несколько десятков базовых критериев ранжирования, а это вполне можно сделать в ходе доступных нам экспериментов.

В целом же поисковики, на мой взгляд, успешно справляются с необходимостью повышать релевантность выдачи — особенно если учесть гигантский рост количества документов в их индексах.

Реально ли оптимизаторам быть в курсе всего и поспевать за этими тенденциями?

Профессиональный оптимизатор, безусловно, обязан отслеживать все происходящее и развивать свои профессиональные умения. В SeoPult работает команда аналитиков, которые не только следят за всеми новостями отрасли, но и, что намного более важно, проводят собственные исследования алгоритмов поисковых систем. Получаемые данные используются для настройки Системы и, соответственно, более эффективного и соответствующего актуальной ситуации продвижения проектов пользователей. Следовательно, владельцу сайта быть SEO-специалистом не обязательно, достаточно следовать указаниям и рекомендациям SeoPult.

Меняется ли алгоритм работы SeoPult, приспосабливаясь к актуальной ситуации в сфере поискового маркетинга?

Конечно. Актуальность используемых SeoPult методик, алгоритмов, вообще всего комплекса предлагаемых услуг — это важная составляющая нашего успеха и лидирующего положения на рынке автоматизированных решений. Алгоритмы поисковых систем с начала 2009-го года достаточно сильно изменились, поэтому «внутренняя кухня» SeoPult также заметно трансформировалась.

Крупные изменения, заметные невооруженному глазу, происходят тоже достаточно часто. Только за 2011 год мы успели внедрить услугу «Персональный менеджер» и модуль по автоматизированной работе с контекстной рекламой, создав тем самым полный цикл услуг по продвижению сайта в интернете.

До конца года мы собираемся представить и запустить ряд новых направлений, модулей и услуг. К релизу приближаются трафиковый модуль и модуль для агентств. Кое-что представим уже на конференции CyberMarketing-2011.

SeoPult так же как и другие системы автоматического продвижения, часто обвиняют в том, что оптимизаторам не нужно ни о чем думать, а просто жать кнопку «продвинуть в ТОП». Насколько это обосновано?

SeoPult даёт возможность продвигать сайты как новичкам в SEO, так и профессионалам с многолетним опытом и своими узкоспециальными требованиями к Системе. У SeoPult есть два вида интерфейса — простой и профессиональный, а в профессиональном интерфейсе есть два режима использования — автоматизированный и с возможностями ручной настройки. Соответственно, простой интерфейс «автоматизирован» максимально и продвижение в нём можно запустить всего за несколько кликов. Оно вполне эффективно для большинства НЧ- и СЧ-запросов, что покрывает потребности обычных сайтовладельцев («дорогие» запросы они все равно не продвигают). Специалисты же могут пользоваться SeoPult как гибкой рабочей платформой, которая автоматизирует рутинные операции, но дает свободу для поиска собственных стратегий и тактик продвижения.

Как вы оцениваете конкурентов – WebEffector, Rookee, MegaIndex? Каковы, на ваш взгляд объективные преимущества SeoPult?

SeoPult был первым, поэтому завоевал львиную долю рынка. Это дало нам значительные ресурсы, в том числе и финансовые. Их мы с самого начала и по сей день используем на развитие и исследования. Соответственно, остальные вынуждены догонять, но у нас большая временная фора и все технологические и ресурсные преимущества.

Главное наше достижение — высокая эффективность: более 70% продвигаемых запросов держатся в ТОП10.

Также в числе преимуществ нельзя не назвать полный цикл связанных в единую систему услуг поискового маркетинга: SEO + контекстная реклама + профессиональный и при этом недорогой консалтинг «Персонального менеджера». Это действительно уникальный набор услуг в рамках одного сервиса.

Востребована ли пользователями автоматизация контекстной рекламы, которую вы предложили относительно недавно в рамках нового модуля SeoPult?

Сейчас модуль крутит порядка 180 000 объявлений в Яндекс.Директе, и это количество быстро увеличивается. Синхронизация кампаний с поисковым продвижением, технологии для экономии бюджета и получения нужного количества целевого трафика — все это делает сервис более чем востребованным — особенно среди тех, кто уже успел на своем опыте разобраться в особенностях работы систем контекстной рекламы.

SeoPult целиком и полностью завязан на ссылочное продвижение. Насколько вы уверены в долгосрочной перспективе этого бизнеса?

Мы удовлетворяем потребности наших клиентов в повышении эффективности интернет-рекламы с помощью автоматизации. Сейчас востребовано поисковое продвижение с помощью операций с внешней ссылочной массой, через несколько лет будет рулить что-то другое. Технологии могут меняться, но удовлетворенные Системой пользователи и сильная команда останется. А это — залог долгосрочной перспективы в бизнесе.

Если речь идёт конкретно о SEO, то пока есть ТОП10 поисковых систем, будет и поисковое продвижение. Уйти от ссылочного ранжирования поисковики в ближайшие годы не смогут. Возможно, в будущем появится web 5.0, HTML 10 или что-то ещё и, кроме ссылок в привычном виде, возникнут какие-то другие вещи, но все усовершенствования логичны, последовательны и предсказуемы, и мы будем с этим работать, как были готовы всегда. Всё изменяется, это нормально. Например, за последние годы неоднократно принципиально менялись алгоритмы Яндекса — SeoPult всегда быстро реагировал на все нововведения и был эффективен.

Расскажите о деятельности Обучающего Центра CyberMarketing, как вы расцениваете ее эффективность? Ведь занятия в центре проводятся бесплатно.

Обучающий Центр CyberMarketing — это один из проектов SeoPult, делающих рынок поискового маркетинга более прозрачным, более цивилизованным. Это популяризация интернет-маркетинга: курсы и семинары в Обучающем Центре прослушало уже более 14 000 человек, многим владельцам сайтов мы помогли увеличить поток клиентов, прибыль. Издаются книги — учебники по SEO и контекстной рекламе.

Сергей, а что вы можете сказать о рынке прикладного SEO-образования в России в целом?

Кроме нашего Обучающего Центра CyberMarketing, проводящего семинары на постоянной основе, существуют ещё и отраслевые конференции — обычно ежегодные. В 2005-2010 проводились конференции NetPromoter, в этом году эта конференция пройдёт под брендом CyberMarketing. 6 лет — это немало для конференции на российском рынке интернет-маркетинга. Другими словами, если человек хочет сегодня начать работать в SEO, ему есть куда обратиться за некими начальными знаниями.

В Москве это можно сделать очно в стенах Обучающего Центра, в регионах же специалисты получают знания преимущественно удалённо — например, у SeoPult есть своя еженедельная рассылка. Специалисты за пределами Москвы обычно покупают книги, читают пресс-релизы поисковых систем, профессиональные форумы, смотрят записи конференций, семинаров.

Что думаете о продаже видеозаписей семинаров? Не может ли это стать своего рода альтернативой повторяющимся платным мероприятиям?

Ценность семинаров и конференций в том, что у вас есть возможность задать вопрос напрямую специалисту, которого пришли послушать, и это будет информация, актуальная на момент её озвучивания. У нас уже есть свой совершенно бесплатный канал на YouTube. Мы не исключаем организацию регулярных вебинаров (онлайн-семинаров), но сейчас традиционные очные семинары и конференции, какой будет CyberMarketing-2011, более востребованы и полезны.

Расскажите о предстоящей конференции CyberMarketing-2011, которая пройдет 7 октября в Москве с позиции организатора. Какие сложности пришлось преодолеть и какие сюрпризы приготовили участникам?

Во-первых, я бы хотел отметить доступность мероприятия. Мы снизили цену до минимума — до 5000 рублей.

В плане организации следует отметить однопоточность конференции — участникам не нужно «метаться» из зала в зал, выбирать между докладчиками — все отобранные доклады важны, именно поэтому они представлены на CyberMarketing-2011.

При всём этом мы сохранили высокий уровень докладов: наши гости выступают раз-два в год и не пытаются как-то скрыто рекламировать свои услуги, это известные профессионалы. От компании Яндекс с докладом на конференции будет выступать Кирилл Николаев, руководитель группы в отделе веб-поиска. Поскольку мероприятие имеет сугубо практическую направленность, удалось пригласить человека не из менеджмента компании, а непосредственно специалиста-практика, работающего над веб-поиском Яндекса. Тема доклада «Ранжирование «коммерческих» запросов — вчера, сегодня, завтра». Не часто представители Яндекса откровенно обсуждают подобные темы, особенно в формате конференций, где любой желающий может задать вопрос, как во время доклада, так и в кулуарах. Тем более интересно будет послушать с данной темой одного из соавторов «мадридского» доклада. Уверены, всем, кто занимается продвижением своего либо сторонних ресурсов данная информация просто необходима в ежедневной работе.

CyberMarketing-2011 — уникальная возможность послушать аналитику, задать вопросы, принять участие в круглом столе, завершающем все доклады. Мы приглашаем всех 7 октября в Большой концертный зал «Академический» РАН в Москве на это масштабное мероприятие — регистрируйтесь и приходите!

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.