«SERP Wars: Episode I - Надежда на ТОП»

Доклад Алексея Борща, ведущего интернет-маркетолога компании Netpeak, представленный им в рамках потока, посвященного поисковому продвижению сайтов, на конференции «8P», которая прошла в Одессе 14 июля 2012 года.

Свой доклад Алексей посвятил войне сайтов за выдачу в Google. То, что всем хочется в ТОП – совершенно естественно. И всем слишком хорошо понятно, за счет чего туда можно попасть. В тоже время Google, настроен весьма решительно, очень энергично начинает вычищение ТОПа и делает все, чтобы в выдаче остались только качественные сайты.

С этой целью был введен социальный поиск, и теперь в выдачу пользователю подсовываются те варианты и те результаты, которые заинтересовали его друзей, знакомых, тех, кто находится в его социальных кругах и так далее:

Также был введен социальный граф. Социальный граф – это ссылки из социальных сетей, они очень хорошо работают и нужны. И если раньше все медитировали на Page Rank и Trust Rank, то сейчас появился Auto Rank, появился социальный граф.

Всех пользователей интернета очень хорошо изучают, смотрят на наши привычки, что нам интересно, какую контекстную рекламу нам лучше всего показать, что мы наверняка можем приобрести, какие тематики каждого из нас интересуют больше всего.

Кроме этого появился граф знаний, который также начинает завоевывать свое место в выдаче. Около четырех месяцев назад Амит Сингал, который является руководителем отдела аналитики и руководителем отдела поиска в Google, рассказал об этом, предупредив, что в течение полугода результаты графа знаний начнут появляться прямо в выдаче. То есть, при запросе о каком-нибудь озере или горе, будут сразу выводиться данные о глубине и высоте, а если запрос касается известного человека – то все то, что Google о нем известно:

Компания Metaweb Technologies в 2010 году была куплена Google. Это положило начало семантическому поиску Google – Google начал создавать свою базу данных о сущностях. Сущности – это какие-то события, люди персоны, о которых можно что-то сказать. Начиналось это все два года назад с 10 миллионов этих сущностей, теперь их 200 миллионов. А 200 миллионов – это миллиарды запросов, по которым пользователь будет оставаться на страницах поиска Google, а не уходить на какие-то другие сайты.

Например – запрос по какому-то популярному сериалу. Сначала в нижней части страницы поиска Google просто добавился поиск по актерам (наблюдения сделаны в марте этого года), которые играют в этом сериале. Несколько дней назад справа еще появились данные по этому сериалу, подтянулись данные из Википедии, список актеров и так далее:

Как вы думаете, какой CTR будет у сайтов в выдаче? А если это ваш сайт? Конечно, будет обидно. Получается так, что человек походит, походит по всем этим ссылкам, и никуда дальше не уйдет, потому что эти ссылки являются также ссылками на поиск по этим актерам. Соответственно, это получается прямой удар по трафику. Все-таки миллиарды запросов – это не шутки.

Кроме всего этого, постоянно происходят изменения в алгоритмах поиска. Google все делает для того, чтобы оптимизаторы не мешали им зарабатывать на контекстной рекламе. В мае было 39 изменений – это данные из официального блога Google, а в июне мы уже насчитали 56 изменений поискового алгоритма.

Опять же, был введен Пингвин. Алексей похвалился, что зарубежные сайты клиентов компании Netpeak не шелохнулись, никаких проседаний, изменений по трафику не произошло. Такое ощущение, что ничего не случилось. Но в Рунете начались проблемы.

Практически у всех украинских студий появились проблемы с украинскими сайтами, появились проблемы с проседанием по трафику и по позициям. Что было сделано? Сделали жестче фильтры, сняли очень много ссылок, и позиции вернулись через какое-то время. А на Западе еще пишут о том, что "если вы уверены, что проблема только в ссылках и вы не знаете, что с этим делать и как это убрать, то просто перенесите контент на другой url, на другую страничку, а с зафильтрованного url сделайте 301-й редирект на example.com. И таким образом вы все вредные ссылки уведете со своего сайта".

О восстановлении после Пингвина на Западе не писал только ленивый. Все пишут, все пишут о том, что нужно делать разбавку, тематику, нужно все учитывать. В свою очередь, Алексей рассказал о программе, созданной в его компании - Netpeak checker. Здесь, что называется, не было бы счастья – да несчастье помогло. Раньше эта программа была интересна только дорвейщикам и тем людям, которые покупают ссылки и оценивают параметры сайтов.

Программа существует уже давно, но сейчас она стала особенно популярной. Потому что после Пингвина начали писать, как восстанавливаться, как оценить плохие ссылки на сайт, как их нужно эксплуатировать и т.д. … О программе Netpeak checker написали на SEOmoz, написали также на iCrossing.co.uk – что хорошая очень программа, закидывайте туда ссылки, проверяйте авторитеты, оценивайте, насколько они хороши и удаляйте плохие ссылки.

После Пингвина, после всех этих изменений, что произошло, стало ли оптимизаторам лучше жить, стало ли проще дышать?

Да нет, ничего не изменилось, всем также хочется в ТОП, все делают все, ради того, чтобы находиться в ТОПе, вплоть до того, что «убивают» сайты конкурентов. Ссылки все также продаются. Все ищут пресловутый траст, тематику и так далее.

Нужно понимать, что хорошие ссылки не могут дешево стоить. Ссылки с тематических ресурсов очень дорогие. Но все равно нужно как-то выкручиваться. Так, например, ссылку со Stanford.edu можно купить за 200 долларов. Ссылка эта находится в профиле у какого-то сотрудника, лаборанта, студента – не важно, у них есть свои страницы на сайте Стэнфорда, куда они могут добавлять свои публикации, резюме, интересные статьи. Вот в такой статье постится ссылка на ваш сайт. Причем статься пишется, связанная с тематикой обучения, и в нее вставляются ссылки на ваш сайт. Две ссылки с сайта с PR 8 и тИЦ 3800 - за 200 долларов. Таким же образом можно купить ссылки не только со Стэнфорда, но и из других университетов. Был даже случай, когда один индус предлагал ссылку с Alexa.com – за 18 тыс. долларов.

Вместе со всеми этими изменениями, начало процветать негативное SEO, то, чем еще совсем недавно пугали детей.

«Как я был атакован и как можно защититься?» Этот пост на Warrior форуме написал владелец небольшой SEO компании из Великобритании. Он написал о том, что он занимается продвижением локальных клиентов. Он заметил, что его компания начала проседать по позициям, упал трафик, и при этом никаких не было сообщений о том, что он покупает ссылки, о том, что у него что-то плохо. И так бы он ничего не знал, если бы не полез в Google веб-мастер и не обнаружил, что что на его сайт появилось очень много ссылок, причем непонятно откуда, с каких-то некачественных ресурсов.

Также появились интересные предложения на fiverr. Это такой хороший ресурс, на котором за пять долларов люди сделают все, что угодно, включая SEO, рекламу, вплоть до каких-то фотографий города, могут вычитать тексты, могут записать речь, отзывы о компании или что-нибудь еще такое хитрое сделать на сайт. Здесь же предлагают и негативное SEO, за те же 5 долларов:

Каким образом осуществляется негативное SEO? Проставят на конкурента 50-60 тысяч ссылок с разных ресурсов в один день, и позиции у него просто исчезнут, и все у него станет плохо.

Сейчас для владельцев сайтов девиз – осторожность и умеренность. Не нужно делать никаких ссылочных взрывов. Для долгосрочных проектов нужно получать ссылки с таких ресурсов, с которых можно получить трафик, с которых люди будут постоянно переходить.

Появились и биржи, которые предлагают такие услуги, типа SocialSpark, где каждая добавляемая площадка привязывает свой Google Analytics, что позволяет, заказывая обзор, сразу же посмотреть трафик этого сайта и прикинуть, сколько посетителей можно с него получить.

Из SocialSpark’а ставятся ссылки, закрытые в nofollow, плюс через редирект, потому что они отслеживают все переходы, дабы потом показать, сколько было получено посетителей с каждой ссылки.

Далее Алексей привел очень интересный пример MP3mixx.com – сайт, который компания Netpeak продвигала в течение года. По определенным договоренностям с владельцами сайта, нельзя было делать никаких изменений внутри сайта, можно было продвигать только ссылочным. Ссылки на этот проект, как временные, так и постоянные получались разными совершенно легальными способами. Покупались в блогах, на которых есть трафик, с которых переходят люди. Очень было приятно читать статью, которую заказываешь, а она потом появляется в блоге и там появляются 20 комментариев, типа «спасибо, классный сайт, так приятно там покупать песни»…. На данный момент сайт продан за 250 000 долларов США на аукционе.

В конце своего доклада Алексей припомнил текст документа, который подписывался при создании Google, в нем было написано: «Don’t be evil». То есть Google обязывается не быть злом. Причем, в свете последних событий, того, как убиваются сайты, все эти фильтры, Пингвины, страдающие крупные коммерческие сайты, на которые стоило бы привести трафик, а они наоборот проседают... не смотря на все это, Google обещает, что он не будет злом.

Как бы там ни было, хотелось бы верить, что так это все и будет и никаких плохих последствий для владельцев сайтов Google не устроит. Хотя он и пытается оставить людей как можно дольше у себя, узнать, как можно больше обо всех пользователях интернета, для того чтобы контролировать любой наш шаг, знать все, что мы любим, что нам нравится, какую нам контекстную рекламу показывать и на чем можно еще заработать денег.

Остается только надеяться, что Google не станет просто машиной для зарабатывания денег. Ведь изначально он стал таким популярным, почему? Потому что у него был хороший контент, адекватная хорошая выдача и контекстная реклама, на которой они зарабатывали деньги, благодаря своему хорошему контенту. Давайте будем надеяться, что все так и будет продолжаться и хуже не будет.

Как научиться SEO

Рано или поздно перед каждым из нас встает вопрос «Как эффективно изучить Х?». А у посетителей профильных ресурсов под Х часто подразумевается SEO

Проверяем, работает ли выбранная стратегия наращивания ссылочной массы

Помогает ли используемая стратегия наращивать ссылочную массу быстрее, чем это происходило бы без ее использования

Как семантический поиск скажется на SEO?

Англоязычная аудитория Google уже заметила довольно серьезные изменения первой страницы результатов поиска. Скоро это увидят и остальные...

10 устаревших методов оптимизации, от которых стоит отказаться

Грег Хэберманн (Greg Habermann) – исполнительный директор и вице-президент SageRock. Он работает в SageRock, Inc. с 2005 г...

6 причин, почему нельзя использовать перевод в поисковом маркетинге

Директорам по международному маркетингу на заметку. Иногда это похоже на крестовый поход в одиночку

Писать для поисковых машин

Дэйв Дэвис (Dave Davies) Кое-кто думает, что мир поисковой оптимизации (SEO) сильно изменился после введения Panda