Сначала мобильные!

    «Это бред», – отрезал мой приятель, разработчик веб-сайтов, когда я рассказал ему об идее, изложенной в книге Люка Вроблевски «Сначала мобильные!». И пояснил: «Сперва страницы разрабатывают под десктоп, а потом адаптируют под планшеты, смартфоны и т.д.».

    «Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа…», – если в этой фразе Ленина, относящейся к декабристам, «революционеры» заменить на «дизайнеры и разработчики сайтов», она зазвучит актуальнее. Действительно, наши специалисты в большинстве своём сначала «собирают» сайты для ПК-браузеров, и лишь потом адаптируют их для мобильных устройств. У народа же всё больше симпатий завоёвывают планшеты и смартфоны, через которые можно получать информацию, не будучи привязанными к одному месту.

    Так, согласно данным, которые опубликовала в середине ноября-2012 компания МТС, в третьем квартале этого года только в России она продала 3,4 млн смартфонов. Это на 60% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, и на 40% превышает показатель второго квартала 2012-го. Соответственно растут и объёмы потребляемого дата-трафика – примерно в 1,5 раза ежеквартально в течение последних двенадцати месяцев. «Рост проникновения смартфонов в сети оператора оказывает влияние не только на рост потребления Интернета, но и дополнительных услуг в принципе, в первую очередь, через мобильные приложения. Так, МТС увеличила выручку от услуг на базе мобильных приложений почти на 80% в третьем квартале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – сказано в отчёте. По оценкам МТС, в ближайшие два года доля пользователей смартфонов среди абонентов в России может утроиться и достичь 60 процентов.

    Я прошу прощения за такое количество цифр, но они впечатляющи. И это, замечу, статистика только одного оператора – и только в одной (пусть и крупнейшей) стране, где он представлен! На самом деле просто посчитайте, сколько человек в течение дня вы встречаете – в транспорте, в супермаркетах, в кафе, на улице – которые сосредоточено водят пальцами по мобильным девайсам, лежащим на их ладонях. Ах да, чтобы увидеть этих людей, придётся оторваться от собственного iPad’а )))

    «Мобильный Интернет развивается бешеными темпами, чему способствует модернизация устройств и увеличение скорости передачи данных. Применение подхода «сначала мобильные!» позволяет воспользоваться преимуществами этого роста и открывает новые перспективы для привлечения клиентов», – в свете сказанного выше эта фраза из книги Люка Вроблевски воспринимается уже как аксиома.

    Ну, вот и славно. Но почему обязательно сначала мобильные? Почему не идти по пути, о котором говорил мой приятель-разработчик: прежде создать версию для ПК-браузера, а уже потом – адаптировать её? Всё просто: подход, предложенный Вроблевски, поможет избавиться от излишеств, которыми изобилуют «традиционные» сайты. «Как только вы поймёте, каким количеством бессмысленных навигационных элементов, пустого контента и неэффективных рекламных баннеров завален типичный сайт, вам станет очевидно, почему мобильная «диета» может оказаться полезной как для самих владельцев сайта, так и для их клиентов. Как только потребитель начинает использовать мобильную версию, он хочет, чтобы и версия для обычного компьютера стала «поскромнее», – поясняет этот адепт дзен-буддизма в сфере веб-дизайна.

    Ограничения, которые налагают особенности мобильных устройств (размеры экрана, время и место их использования и т.д.) Вроблевский считает едва ли не благом: это стимулирует разработчиков к новым идеям и инновациям. При создании страниц он рекомендует использовать принцип «один палец – один глаз»: пользователи управляют своими устройствами при помощи одного пальца, а в городской среде их постоянно что-то отвлекает. Всё остальное – технические нюансы.

    При этом автор неоднократно повторяет: в мобильном мире постоянны лишь изменения. Недавние лидеры рынка утрачивают свои позиции, появляются более мощные процессоры, увеличивается скорость передачи данных, совершенствуются браузеры. Принципы веб-дизайна только формируются, и основные преобразования ещё впереди. А поскольку суть идеи Вроблевски содержится в заголовке, то и сама книги невелика. Она похожа, скорее, на расширенную презентацию и содержит ответ не на вопрос «как?», а на вопрос «что?» – что может стать ориентиром в этой нестабильной реальности, именуемой таким, казалось бы, надёжным словом «Сеть».

    Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.