Автор: Татьяна Бикаева, маркетолог CPA-сети Admitad и проекта GetDirect

Под семантическим ядром принято понимать набор ключевых запросов, их форм и словосочетаний, которые всеобъемлюще описывают и характеризуют товар или услугу. Подбор поисковых запросов для SEO или для настройки контекстной рекламы – один из важнейших шагов, который определяет успех дальнейшей работы.

При сборе семантического ядра важно ответить себе на два вопроса:

• Какую полезную информацию пользователь может найти на моем сайте?
• С помощью каких поисковых запросов пользователи ищут ту информацию, которая опубликована у меня на сайте?

Сбор семантического ядра, как и любой другой маркетинговый процесс, имеет свои правила, которыми не следует пренебрегать:

• По одному запросу следует продвигать только одну страницу.
• Продвигаемая (в SEO или в контекстной рекламе) страница, должна отвечать на запрос пользователя. Следует убедиться, что страница содержит релевантный контент.
• Семантическое ядро должно включать в себя высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные запросы. При этом стратегия продвижения запросов разной частотности будет различаться (как для SEO, так и для контекстной рекламы).

Каким должен быть объем семантического ядра:

• Максимальное число запросов не может быть точно определено и сильно зависит от тематики. В семантическое ядро должны быть включены все запросы, которые есть в вашей тематике и являются релевантными предлагаемому товару или услуге.
• В среднем размер семантического ядра для небольших и средних сайтов составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч запросов. Семантическое ядро для крупного сайта варьируется в пределах от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч. Однако, следует понимать, что при схожих размерах сайты разных тематик могут иметь принципиально разный размер семантического ядра.

Существуют два принципа сбора семантического ядра:

1. Копирование запросов у конкурентов. Здесь механика предельна проста: выбираем 2-4 конкурента, которые являются лидерами сегмента, с помощью специальных сервисов (spywords.ru, seopult.ru) собираем семантические ядра конкурентов. Далее сегментируем полученные данные и «чистим» от нерелевантных запросов. Этих шагов достаточно для получения качественного ядра.
Плюсы метода: экономия времени и денег, относительная простота.
Минусы метода: есть риск повторения ошибок конкурентов (всегда сохраняется вероятность того, что семантическое ядро конкурентов собрано некорректно), также выпадают те, возможно целевые и эффективные, запросы, которым «не уделили внимания» конкуренты.

2. Создание семантического ядра «с нуля». Семантика формируется исходя из глубокого анализа тематики, сайта, товара/услуги и предполагаемых продающих запросов.
Плюсы метода: максимально эффективное семантическое ядро, и, как следствие, наиболее успешное продвижение.
Минусы метода: высокие временные, а также и финансовые затраты.

Ключевые запросы принято разделять на:

Информационные — запросы пользователей, желающих получить некоммерческую информацию.
Например: [как правильно собирать шкаф].
Продающие — те, которые пользователи вводят, желая совершить какое-то транзакционное действие.
Например: [купить деревянный шкаф].
Прочие запросы — те, по которым нельзя определить намерения пользователя.
Например: [деревянный шкаф].

Также запросы разделяют по частотности:

Сверхвысокочастотные: те, которые пользователи задают свыше 10000 раз в месяц- [купить шкаф]
Высокочастотные — те, которые пользователи задают свыше 1000 раз в месяц — купить деревянный шкаф]
Среднечастотные — те, которые пользователи задают до 1000 раз в месяц — [купить полированный шкаф из красного дерева]
Низкочастотные — те, которые пользователи задают до 100 раз в месяц — [купить полированный шкаф из красного дерева в твери]
Сверхнизкочастотные — те, которые пользователи задают до 10 раз в месяц — [купить полированный шкаф из красного дерева 2000 года выпуска в твери]

При этом не забываем про «анатомию поискового запроса»:

• Тело запроса
• Спецификатор (намерения пользователя) запроса
• Хвост запроса

При этом важно отметить, что чем больше «хвост» запроса, тем ниже его частотность.

Основные этапы сбора семантического ядра для тех, кто хочет сделать это «с нуля»:

1. Первоначально необходимо провести глубокий анализ тематики и основных конкурентов.

2. Далее следует составить первичный список запросов. Для этого анализируем страницы своего сайта и ищем типичные словосочетания. Например, для магазина бытовой техники, это: «электрочайник», «утюг», «пароварка», «микроволновая печь». Также, бывает полезно для этого изучить заголовки страниц, потому что, зачастую, в 4-5 словах сказано, какая информация содержится на странице.

Например, сайт mvideo.ru, категория «Системные блоки». Основной запрос находится в заголовке страницы:

Там где возможно, следует включать в список синонимичные сочетания.

Например:

• мобильный телефон, сотовый телефон
• шубы женские, шубы для женщин
• джинсы детские, джинсы для детей
• смарт часы, умные часы и т.д.

Для e-commerce не лишним будет включить в первичный список запросы с добавлением слова «купить». Например: [купить системный блок], [купить ноутбук], [купить утюг] и так далее.

3. Далее собираем расширения для каждой найденной нами фразы через wordstat.yandex.ru. Например, [купить смарт часы]:

В левой колонке мы видим запросы, связанные с исходной фразой, а в правой — запросы, похожие на исходную фразу.

4. После этого нужно логически сгруппировать запросы и распределить их по страницам сайта (существующим или тем, которые ещё предстоит создать). Здесь важен принцип: одна страница – одна «проблема».

Например, запросы [купить смарт часы], [купить фитнес часы], [умные часы] — следует отнести к одной странице, а запросы [фитнес часы Android] и [фитнес часы iOS] — к разным.

Рассмотрим, как применить эту схему на примере магазина квадрокоптеров:

• Анализируем тематику и основных конкурентов.
• Проводим аналитику заголовков листингов и товарных фильтров, собираем названия групп товаров и их характеристики. Например, листинг «Квадрокоптеры», свойства:

— радиоуправляемый
— WLToys
— wi-fi
— FPV-камера
— 6 осей
— пилотаж
— для мальчиков
— белый
— 4 канала
— электро
— с камерой
— китай

• «Склеиваем» название товара в единственном числе и свойство в excel, получаем:

— Квадрокоптер радиоуправляемый
— Квадрокоптер WLToys
— Квадрокоптер для мальчиков и т.д.

• Cобираем расширения каждой найденной фразы через wordstat.yandex.ru
• Далее логически группируем запросы и распределяем их по страницам сайта (существующим, либо тем, которые ещё предстоит создать).

ТОП-3 популярных сервисов для сбора качественного семантического ядра:

Wordstat.yandex.ru. Это бесплатный сервис Яндекса, которым пользуются SEO специалисты и специалисты по контекстной рекламе.
Сервис предоставляет данные о частотности запросов (числе показов в месяц), а также позволяет получить дополнительные запросы к тем, которые были введены.
Помимо этого, здесь мы можем получить статистку изменения частотности любого запроса в зависимости от региона и от временного периода.
Например, статистика изменения частотности по регионам запроса [квадракоптеры]:

KeyCollector. Программа, автоматически собирающая данные из нескольких десятков источников. Помимо сбора всё тех же фраз и статистики из wordstat.yandex.ru, она собирает данные из поисковой и рекламной выдачи Яндекса и Google, статистку фраз из Яндекс.Директа, информацию из различных специализированных сервисов (megaindex, seopult), статистку из ВКонтакте и проч.

Есть возможность бесплатного использования сервиса, однако, полная лицензионная версия платная.

Spywords.ru. Позволяет получить данные практически о любом сайте. В первую очередь его используют для анализа сайтов конкурентов.

В частности сервис позволяет:
• выгрузить поисковые фразы, по которым сайт находится в пределах ТОП-100 выдачи Яндекса и Google.
• Выгрузить рекламные фразы и объявления сайтов конкурентов.

Есть возможность бесплатного использования, однако, полная лицензионная версия платная.

Основные ошибки, которые допускают пользователи при сборе семантического ядра:

• Нарушение принципа «одна страница – одна проблема».
• Включение в ядро лишних запросов. Для e-commerce это запросы со словами: «скачать», «бесплатно», «википедия», «форум» и так далее, а также любые запросы, носящие информационный характер. Для информационных сайтов любой тематичный запрос может быть приемлем, так как статью на сайт можно написать о чём угодно, в том числе о Википедии, о продажах и проч.
• Включение в ядро запросов, не соответствующих тематике или специфике сайта. Например, сайт продаёт промышленные генераторы, но установку и настройку их не производит. В таком случае, создавать страницы о настройке и установке не нужно, так как это может ввести пользователя в заблуждение. Однако, можно попробовать давать по этим запросам рекламу и побуждать к покупке потенциальных клиентов.
• Несоответствие содержимого страницы и запроса. Например: вы включили в семантическое ядро запрос [смарт часы отзывы]. Но, по факту, у вас нет на странице отзывов, значит, пользователь не сможет найти нужную ему информацию. Не следует преднамеренно упоминать об отзывах в тексте. Обманутые ожидания пользователя могут вылиться в негатив к сайту в частности, и к бренду в целом. При этом, для рекламы такой запрос может быть применим к данной странице, хотя и нежелателен.
• Включение в ядро запросов с частотностью равной нулю. Данная ситуация означает, что запрос «пустой», пользователи его не ищут. Такой запрос не принесёт вам трафика. Частотность, это первое, что нужно проверить после сбора семантического ядра.
• Отсутствие ориентации на пользователя при подборе ключевых запросов. Прежде всего необходимо понять, что ищет целевая аудитория в поисковых системах, и как вы, с помощью своего сайта, можете быть ей полезны.

Основные рекомендации по сбору семантического ядра:

• Пользуйтесь программами и сервисами автоматизации сбора семантического ядра. Это поможет значительно сократить затраченное время и улучшить качество собранных запросов.
• Всегда тщательно фильтруйте собранные запросы, просматривайте их самостоятельно, вычищайте «вручную», без оглядки на инструменты. Следует убедиться, что исключены все нерелевантные словосочетания.
• Не группируйте на одной странице запросы коммерческого и информационного характера.
• Собирайте как можно больше тематичных низкочастотных запросов и используйте их при написании текстов. Если вы хотите вырасти в поисковой выдаче по запросу [внешний аккумулятор черный], и у вас есть на странице текст о внешних аккумуляторах, то в тексте на целевой странице следует употребить словосочетание целиком: «Внешний аккумулятор чёрный» или же просто слово «чёрный».
• Не пренебрегайте низкочастотными запросами по причине того, что в совокупности они могут принести значительный трафик.
Например: высокочастотный запрос имеет 5000 показов в месяц, однако и конкуренция по нему высока (в ТОП поисковой выдачи попасть сложно, в контекстной рекламе, как правило, подобные запросы очень дорогие). Каждый из низкочастотных запросов имеет 50 показов в месяц. Однако, конкуренция по эти запросам низкая (в ТОП выдачи попасть относительно легко, в контекстной рекламе такие запросы, как правило, недорогие), многие конкуренты и вовсе пренебрегают этими запросами, а в совокупности сто низкочастотных запросов дадут те же 5000 показов в месяц.
• Всегда думайте о том, какую пользу контент, содержащийся на вашей странице, может принести человеку, перешедшему на нее по тому или иному запросу.

Как видим, процесс сбора семантического ядра относительно несложный, однако, кропотливый и довольно трудозатратный. При этом всегда нужно уделять время аналитике и не забывать, что каждая тематика имеет свою специфику. Надеемся, что наша инструкция окажется полезной!

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.

Прокомментировать

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz