В преддверии ежегодной большой распродажи Черная пятница Роскомнадзор посчитал необходимым предупредить пользователей о появлении в интернете «лендинговых» страниц сайтов злоумышленников, которые под видом маркетинговых распродаж незаконно собирают персональные данные.
Специалисты Роскомнадзора из Управления по защите прав субъектов персональных данных отмечают, что основной целью сбора таких данных (ФИО, номер телефона, адрес почты, банковские реквизиты и пр.) является последующее их использование в качестве «спамерских» баз данных и для кражи данных банковских карт.
Роскомнадзор предупреждает об опасности таких страниц из-за высокой вероятности использования персональных данных пользователей в целях, отличных от заявленных на этапе их сбора. Ведомство призывает интернет-пользователей к бдительности и рекомендует во избежание похищения личных данных:
- Проверять оригинальность домена известного интернет-магазина. Как правило, мошенники регистрируют похожие на настоящий сайт домены, чтобы ввести покупателя в заблуждение и используют логотипы известных брендов, которые участвуют в акции.
- Проверять наличие SSL сертификата. На страницах с вводом и передачей личной информации пользователей сайты используют шифрование SSL «https://». Если сайт банка или авиакомпании начинается на «http://», это повод усомниться в оригинальности страницы.
- Обращать внимание на различие структур страниц с оригинальным сайтом и подозрительные платежные формы. Обязательно смотреть на наличие ссылок на странице. Если при клике на них осуществляется переадресация на страницу с ошибкой или на страницы, которые не похожи оригинальный ресурс, значит, это фишинговый сайт.
- Проверять сайт на наличие пользовательского соглашения, политики конфиденциальности и контактов. Согласно российскому законодательству, при сборе и обработки личной информации сайты обязаны размещать правовую информацию, с которой может ознакомиться пользователь.
Отметим, что по данным Яндекса, большинство среди тех, кто совершает покупки в Черную пятницу, составляют девушки в возрасте 14–24 лет, а также женщины и мужчины 25–44 лет.
В Черную пятницу женщины в основном приобретают одежду и обувь, мужчины — электронику. Молодые пользователи (до 35 лет) интересуются скидками на онлайн- и видеоигры, а также предложениями ресторанов и сервисов доставки еды.