Государственный поисковик Спутник, запущенный в конце мая 2014 года, получит от своего основного акционера Ростелекома от 600 до 800 млн. руб. до конца 2015 года. Планируется, что выделенные средства будут направлены на разработку сервисов на базе технологий обработки Big Data.
Согласно заявлению вице-президента Ростелекома Алексея Басова, технологии Спутника в области Big Data изначально будут применяться внутри телекоммуникационной компании. Впоследствии на их базе будут сформированы клиентские продукты и решения.
Разработки в области Big Data позволят улучшить работу сети, повысить качество клиентского обслуживания, увеличить размер средней выручки на абонента за счет предоставления дополнительный услуг и возможностей. Кроме того, анализ больших данных позволит с большей точностью выявлять вероятность отказа клиента от услуг, а, следовательно, более рационально вкладывать средства в таргетированные коммуникации с абонентом.
«Основные направления деятельности Ростелекома, такие как услуги телефонной связи и широкополосного доступа в интернет, интерактивное телевидение и другие, постоянно генерируют огромный информационный поток, который мог бы в результате обработки выдавать широкий спектр данных. Для компании поисковая система Спутник, вероятно, пока интересна не как сборщик данных, а как платформа и обслуживающая её команда, на базе которых можно создавать сервисы с использованием технологий Big Data. Сейчас доля поискового трафика Спутника не значима, однако по мере того, как она будет расти, данные поисковика будут занимать все большую часть потока обрабатываемых Ростелекомом данных», - комментирует Тарас Антюхов, директор по продуктам REG.RU.
Направление Big Data активно развивает и российский поисковик Яндекс. Так, в декабре прошлого года представители компании сообщили об открытии нового направления по работе с «большими данными» - Yandex Data Factory. В рамках YDF, компании, имеющие дело с огромными массивами информации, смогут решать свои задачи с помощью технологий Яндекса.
В число технологий, которые используются для анализа данных в Yandex Data Factory, входят метод машинного обучения Матрикснет, глубокие нейронные сети, распознавание образов и речи, рекомендательные системы. Все они были разработаны Яндексом для собственных нужд и собственных данных.
Умение анализировать «большие данные» дает много преимуществ. Выявив закономерности в данных, банк, например, сможет определить, какие продукты предложить клиентам, а поставщик коммунальных услуг - предсказать аномальные всплески потребления горячей воды и подготовиться к ним. Сложность, однако, состоит в том, что для анализа «больших данных» - в силу их объема и разнородности - необходимы специальные инструменты.
Что же касается Спутника, то его изначальная концепция подразумевала разработку массы сервисов, облегчающих жизнь человека в современном мире. В частности, поисковик призван обеспечить пользователям максимально комфортное взаимодействие с государственными и социальными институтами.
Спутник позиционирует себя как конкурент Яндекса, Google и Mail.Ru.