Станислав Поломарь: «Предпочитаю иметь дело с людьми, не испорченными классическим SEO»

Стас привет, расскажи про себя, чем занимаешься, где работаешь?

Привет! Работаю в компании web-it с момента основания. Последние несколько лет я руковожу направлением по продвижению сайтов. Занимаюсь вопросами аналитики, стратегическим развитием, обучением сотрудников.

Расскажи про свое образование и его связь с работой в области продвижения сайтов, если она есть. Что из университетской программы тебе реально пригодилось?

Я получил хорошее техническое образование в МФТИ, учиться было интересно (смеется). Образование ФизТеха дает хорошую математическую базу, а его главная полезность в том, что оно учит думать, изобретать, анализировать. Мне интересно разбираться со сложными задачами, находить неочевидные решения. Довольно часто приходится становиться первопроходцем в вопросах развития бизнеса, технологических решений и т.п.

Расскажи про образование своих сотрудников. Заметил ли ты какую-то связь между их образованием и эффективностью работы?

Люди с хорошим техническим образованием справляются гораздо лучше с решением сложных нетипичных задач. Если растить стажера до посредственного оптимизатора, образование не имеет большого значения, но на моей практике стажер без хорошего технического образования не вырастал до ведущего оптимизатора или аналитика. Выработать образ мышления самостоятельно очень сложно, в институте этому уделяют пять лет, а за полгода перестроить мышление сотрудника не получится, это мало реалистично.

Твоему бизнесу уже 7 лет, были какие-то выдающиеся сотрудники, которые достигли значительных высот? Если да, то что, по-твоему, позволило им сделать такой рывок?

Есть пример – специалист с нами 2 года, он пришел к нам на должность младшего оптимизатора, склонен к анализу и структурированиию информации. За это время он вырос от стажера до специалиста хорошего уровня. На данный момент он отвечает за ряд топовых проектов, и продолжает свое развитие. Он также помогает мне обучать стажеров и консультировать младших оптимизаторов, развивает направление по альтернативным источникам ссылок.

А ты не боишься, что после прочтения этих строк он попросит тебя повысить зарплату?

Она и так у него постоянно повышается (смеется).

Расскажи, как у вас устроен отдел продвижения, сколько работает специалистов, какие это специалисты.

Отдел продвижения состоит из оптимизаторов, технической поддержки и менеджерских ресурсов. Мы стараемся брать на себя все задачи по развитию и улучшению сайта, даже если они, на первый взгляд, не связаны с продвижением. Есть два ведущих специалиста, два стажера и 5 оптимизаторов. Сам выступаю как играющий тренер, так или иначе стараюсь наблюдать за всеми проектами.

Насколько ты заинтересован в том, чтобы растить людей с нуля, нежели брать готовых специалистов? Сколько обычно проходит времени, пока нулевой человек начинает эффективно продвигать сайты?

С момента введения алгоритма MatrixNet мы оказались в ситуации, когда шаблонного обучения оптимизаторов по принципу «наспамь текст, купи ссылки» стало мало. Брать оптимизаторов «с опытом» стало зачастую невыгодно, т.к. переобучать их приходится столько же, сколько стажеров, но это выходит дороже, а иногда и сложнее: люди неохотно меняют свои взгляды. Последние полтора года я предпочитаю брать стажеров и оптимизаторов с небольшим опытом. Я называю их «людьми не испорченным классическим SEO».

Ты про тех, которые считают, что нужно покупать ссылки с тиц от 20, рассчитывать плотность ключевых слов и т.д.?

Не совсем. Я про системное явление, когда людям дают практические навыки, но не объясняют суть процессов, которые происходят в поисковых системах. Это сравнимо с использованием сложного прибора, у которого инструкция и кнопки на незнакомом языке – вроде как-то получается его использовать, но понимания толком нет. В подобной ситуации о каком-либо элементарном прогрессе просто не может идти речи.

А ведь мы сейчас говорим фактически о смене поколения оптимизаторов, ведь сегодняшние специалисты принципиально отличаются от тех, кто работал в SEO раньше?

Да, раньше среда была такой, что от оптимизаторов не требовалось понимать, как устроены поисковые системы, сейчас для эффективного функционирования на рабочем месте небходимо обладать аналитическим мышлением и качественным пониманием среды информационного поиска, природы технологий поисковых систем. Раньше, чтобы начать заниматься SEO не нужно было столько времени изучать какую-то информацию. Если говорить о смене поколений, то да – есть тенденция, что те, кто не смог адаптироваться, уходят из SEO в смежные отрасли: работа с клиентами, торговля ссылками, манимейкерство и т.д.

Скажи, как нужно построить учебный курс по SEO, чтобы сертификат об окончании этого курса являлся существенным преимуществом на собеседовании?

Нужно обязательно дать хорошее представление о том, как функционируют поисковые системы, как в теории, так и на практике. В теории это базовое введение в информационный поиск, информация по технологиям поисковых систем, а также то, как они эволюционировали, усложнялись, изменялись. На практике – это понимание, как корректно влиять на основные факторы, как проводить исследования и аналитику, какие сервисы использовать, как получить данные, которые приведут к конкретным действиям.

Так задача обучать SEO-аналитиков или SEO-специалистов?

На самом деле, до какого-то предела разницы нет. Любой SEO специалист должен обладать хорошей теоретической базой, которая будет давать возможность проводить анализ, исходя из стоящих перед ним задач.

Что ты думаешь о тенденциях развития поисковых систем, как это в ближайшее время отразится на работе оптимизаторов?

Поисковые системы хотят как можно больше знать о своих пользователях, чтобы давать ответы, которые максимально удовлетворят запросы этих самых пользователей. Поисковики хотят знать, как ведут себя пользователи в выдаче, как они ведут себя на сайтах, по каким сайтам они ходят, какие запросы задают, какие лайки они ставят и многое другое. Помимо этого поисковые технологии постоянно развиваются, появляются новые. Речь и про технологии, отвечающие за ранжирование, и про технологии, отвечающие за различные антиспам-механизмы, и проч.

Практически всe, что делают в последнее время поисковые системы, мной активно приветствуется, поскольку это улучшает качество оказания услуг, и, как следствие, вынуждает оптимизаторов повышать свою квалификацию.

Сколько времени в неделю ты уделяешь работе, как отдыхаешь, и как на это смотрят близкие люди?

Работе я уделяю много времени. Когда перед тобой стоят интересные задачи, то даже когда ты занят чем-то другим (отдых, за рулем и пр.) – то в мыслях все равно занимаешься их решением. Думаю, около 70-ти часов в неделю, вряд ли меньше. Близкие относятся к этому нормально. Основной виды отдыха – это спорт и книги, занимаюсь плаванием, большим теннисом, катаюсь на сноуборде и интересуюсь серфингом.

Какие планы на ближайшие год – три?

Про три года не скажу, но за год я хочу процентов на 30 улучшить интегральный показатель качества услуг компании web-it, планирую активней участвовать в развитии отрасли, делиться знаниями, поучаствовать в нескольких масштабных и интересных проектах.

Поедешь с нами на Бали на Новый год?

Не знаю, мне хочется поехать в Чили, там прикольно, очень хорошие споты для катания, экзотика, самая длинная в мире волна для серфинга.

Давай напутствие читателям!

В SEO здорово работать тем, кто этим живет, кому это интересно. Есть много очень умных людей, который занимаются развитием поиска. SEO – конечно, отчасти паразит, но если изучать, анализировать, додумывать то, что создает категория людей, описанных выше, – это крайне интересное занятие. Это отчасти связанная с наукой сфера, работать тут классно, главное постоянно повышать уровень знаний, читать статьи, книги, проводить исследования, общаться и обмениваться опытом с другими специалистами.

Интервью предоставлено проектом ТопЭксперт, беседовал Леонид Гроховский.

Центр исследований и образования ТопЭксперт занимается проведением исследований с последующей публикацией, а также массовых образовательных мероприятий.

Миссия проекта – дать возможность простым специалистам узнать мнение экспертов.

Эксперты проекта – люди, имеющие доступ к технологиям, эффективность которых доказана практикой. Некоторые из экспертов в настоящий момент не являются практикующими специалистами, поскольку такие специалисты работают у них в подчинении.

TechCrunch Moscow 2011: публичное интервью Аркадия Воложа

5 декабря в Москве открылась вторая конференция TechCrunch Moscow. Организаторами мероприятия выступили центр Digital October и венчурный фонд Kite Ventures

Александр Садовский «Новые принципы ранжирования коммерческих сайтов»

В рамках Десятой ежегодной конференции «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в Интернете», проходившей 24-25 ноября 2011 года в Москве, прозвучал доклад Александра...

Алексей Борщ раскрывает секреты зарубежного SEO

Алексей, привет! Не буду затягивать, а сразу перейду к самому интересному. Ты уже не первый год занимаешься продвижением западных проектов. А почему решил работать на запад...

Сергей Баиров: «Пока есть ТОП10 поисковых систем, будет и поисковое продвижение»

Сегодня в гостях у редакции Searchengines.ru Сергей Баиров - директор по маркетингу SeoPult

Оксана Богомаз: «Заказчик без понимания целей, задач и процесса - обречен на ошибки»

Сегодня у нас в гостях Оксана Богомаз, директор по развитию компании NetCat, и мы ведем беседу о выборе лучшей системы управления сайтами, о создании успешных проектов и...

3 принципа корпоративного SEO от Yahoo!

Перевод статьи Get These Three Things Right In Enterprise SEO Редакция издания Search Engine Land провела интервью с руководителем SEO подразделения Интернет-компании Yahoo...