Эта книга – попытка совместить обучающую литературу и художественную. Бизнес-роман - так определяет этот жанр издательство. А по сути, это история появления и развития одного из наиболее успешных российских стартапов последних лет – «Кнопки жизни». Прототипы героев бизнес-романа – соучредители «кнопки» Дмитрий Юрченко и Ирина Линник. Есть еще один герой «Стартапа», коллективный, - это бизнес-школа «Сколково», ее преподаватели и выпускники.
«Сколково» настолько часто появляется книге, что весь «стартап» порой кажется пиар-проектом – то ли «Кнопки жизни», то ли бизнес-школы. Это неудивительно: и главные герои книги, и ее автор - Екатерина Иноземцева (жена Дмитрия Юрченко) связаны со «Сколково». Сейчас Екатерина занимается развитием сообщества бизнес-школы.
Имена многих персонажей книги – представителей российского бизнес-сообщества – изменены, но вполне узнаваемы. При чтении стоит помнить, что «Стартап без купюр» - это все-таки художественное произведение, и не нужно искать полного соответствия реальности, ни в описаниях личной жизни героев, ни в описаниях подробностей бизнеса.
Пятьдесят глав книги плюс эпилог – это и есть «50 и 1 урок». Большинство из них не станет откровением для тех, кто занимается или собирается заняться бизнесом. Названия уроков – эпиграфы глав. К примеру, «Правильно расставляй приоритеты, чтобы не проспать встречу на миллион», «Стройте отношения на фундаменте взаимного доверия» или «Сила подхода win-win: ищи взаимовыгодные решения». С другой стороны, в романе есть жесткая привязка к местности: «Москва - тоже инструмент (по завоеванию мира)», «Москва - страна возможностей (для стартаперов и не только)». Текст сопровождается «переводом» - толкованием терминов и сленга из языка стартаперов. Книга содержит ссылки на полезные ресурсы – типовые договоры, методики и т.п., упоминаемые в тексте.
Сама история незамысловата. Герой романа Юрий Димченко на встрече с ментором видит штатовский медицинский браслет из разряда fitness monitor. Его озаряет – вот она, идея! Он трансформирует систему работы и софт, и создает бизнес по мониторингу и медицинскому консультированию владельцев браслета. Ему удается привлечь на свою сторону соученицу Полину (Элину) Ринник. Вместе соучредители решают обычные для любого стартапа задачи: определение долей, поиск партнеров, инвесторов, заказов, клиентов, сложностям с наймом и управлением персоналом, маркетинговыми проколами, кризисом доверия в команде и т.п. «Стартап» подробно описывает, какие проблемы возникали и почему, каким образом решались, к каким новым проблемам – или победам – эти решения приводили.
«Любой предприниматель в России - уже герой, - пишет Екатерина Иноземцева. - Вне зависимости от финансового результата и общественного признания. А любому герою непросто. Чем страшнее тернии, тем ярче звезды. Это уроки, которые получили реальные предприниматели на собственном опыте. Я надеюсь, что эти открытия и озарения помогут новым поколениям молодых стартаперов не повторить их ошибок… а сделать собственные. Потому что ошибки для предпринимателя - это не неудача, а бесценный опыт. Который обязательно нужно получить и которым нужно делиться с другими!».
Язык романа весьма специфичен. Судите сами, вот несколько цитат навскидку:
О преподавателях: «Герман казался им воодушевляющим примером исключительно успешной организации профессиональной, социальной и бытовой жизнедеятельности».
«Иногда мысленно он дорисовывал себе Каринэ в образе гадалки, и тогда чудные восточные шали на ее плечах трансформировались в цветастые цыганские платки, а дорогие бушероны и шопарды на ее пальцах - в звенящие золотые побрякушки».
Описание кафе: «Кластерная выборка целевого сегмента освобождала маркетологов от необходимости проведения «полевых исследований» и фокусных групп: стоит лишь окинуть взглядом гудящий улей сменяющих друг друга образов или зафиксировать ежевечернюю ротацию у одного-единственного столика…».
Наконец, героиня - «Элина осторожно выглянула в коридор, убедилась, что никого нет, и на цыпочках прокралась по направлению к ближайшему автомату для льда, чтобы приложить его к раскрасневшемуся лицу».
Кому такой язык близок, получит огромное наслаждение – бизнес-роман растянулся на 350 страниц. К тому же автор обещает, что «продолжение следует».
Самым главным Екатерина Иноземцева считает урок, вынесенный в эпилог: «Мечтать – полезно!». И с этим трудно не согласиться.