Сужение выдачи в Яндексе – лайфхаки

Одной из важных исследовательских задач SEO-аналитики является сужение выдачи на определенную группу документов или сайтов. 

Попробуем задать запрос поиск, ограничив выдачу только двумя документами – главными страницами сайта Яндекса и русскоязычного сайта Google. 

Для сужения поиска на заданные URL воспользуемся документированным оператором url:, относящемуся к группе «Документные операторы», который прекрасно справляется со своей задачей в случае поиска по одному документу:

Однако его применение «в лоб» в случае с двумя документами задачу не решает:

В этом случае решить задачу помогает небольшой трюк – добавление между операторами url: документированного оператора | (поиск документов, в которых присутствует любое слово из запроса). 

Согласно официальной документации этот оператор относится к группе «Морфология и поисковый контекст» и его следует применять к ключевым словам. Однако, как показывает практика, он прекрасно справляется с задачей, будучи примененным и к документным операторам:

Убедимся, что оператор | применяется именно к операторам url: т.е. имеет логику 

поиск (url:yandex.ru | url:www.google.ru),

а не делит запрос на две части, имея логику 

(поиск url:yandex.ru) | (url:www.google.ru).

Для этого возьмем запрос, по которому ищется главная страница Яндекса, но не ищется главная страница Google:

Если оператор | работает как нам надо, то мы в результатах поиска увидим только один Яндекс, если нет – то оба документа. Убеждаемся, что имеет место первый вариант:

Также все прекрасно работает и в случае с тремя документами:

Проверка на логику работы в случае трех документов также дает ожидаемый результат:

Таким же образом можно организовывать поиск сужением на несколько сайтов, используя вместо оператора url: оператор site:

Также исследовательские задачи SEO-аналитики могут требовать исключения определенных документов или сайтов из поисковой выдачи по запросу. 

Для наглядности возьмем запрос, по которому в поисковой выдаче находится всего три сайта:

В текущем официальном языке запросов Яндекса есть документированный оператор отрицания: («минус»). Однако он работает только со словами и неприменим для документных операторов. В случае применения его с документным оператором, он попросту игнорируется, и вместо удаления документа или сайта из выдачи мы получаем поиск по этому документу или сайту:

К текущему моменту официальный язык запросов Яндекса сжался буквально до нескольких документированных операторов – 8 документных и 6 морфологии и поискового контекста. Хотя ранее Яндекс мог похвастаться весьма обширным языком запросов, позволяющим решать разнообразнейшие поисковые задачи. 

Однако некоторые операторы, бывшие когда-то документированными, а сейчас исчезнувшие из официального списка, продолжают работать и помогать решать задачи, с которыми только лишь с помощью документированных операторов справиться не получается.

И в данном случае нам приходит на помощь бывший некогда документированным оператор отрицания ~~двойная тильда»)

Он прекрасно справляется в поставленной задачей, очищая выдачу как от заданного сайта в связке c оператором site:

Так и от заданного документа в связке с оператором url:

Причем можно исключать из выдачи несколько сайтов или документов, применяя оператор последовательно к каждому:

Либо можно сгруппировать исключаемые сайты иди документы, используя уже упоминавшийся документированный оператор | в связке с еще одним оператором, бывшим некогда документированным, но потом исчезнувшим из языка запросов – оператором группировки ()скобки»):

Без оператора группировки оператор отрицания будет применяться только к одному сайту или документу, т.е. в данном случае автоматической группировки не происходит:

Любопытно, что в других случаях оператор группировки может не работать. Например, нам не удастся с его помощью изменить логику учета операторов в примере, который рассматривался в первом случае. После применения оператора группировки главная страница сайта Google по-прежнему не находится:

Так что применять недокументированный оператор группировки в общем случае следует с осторожностью.

preview Негативное SEO: неочевидный вред

Негативное SEO: неочевидный вред

Почему такие атаки требуют внимания, даже если они не влияют на позиции
preview Увеличение поискового трафика в три раза при ограниченном SEO-бюджете

Увеличение поискового трафика в три раза при ограниченном SEO-бюджете

В условиях ограниченного бюджета на SEO каждое действие и его результат нужно тщательно прогнозировать
preview Продвижение ссылками не работает! На самом деле нет. Кейс.

Продвижение ссылками не работает! На самом деле нет. Кейс.

Кейс TRINET.Group по продвижению сайта строительной тематики с помощью ссылок
preview Платный трафик в сегменте туризма - исследование

Платный трафик в сегменте туризма - исследование

Исследование призвано предоставить компаниям, работающим в индустрии туризма, данные для оценки эффективности размещения собственной рекламы и повышения качества лидогенерации
preview Товары, которые временно отсутствуют: что делать с такими страницами

Товары, которые временно отсутствуют: что делать с такими страницами

Что делать, когда ситуация по товарам меняется каждый день, а спрос превышает предложение? Своими советами делится сотрудник Moz Питер Мейерс
preview 5 причин не прекращать работу по SEO во время вспышки COVID-19

5 причин не прекращать работу по SEO во время вспышки COVID-19

Почему важно продолжать работу по поисковой оптимизации и продвижению сайта, несмотря на эпидемию