Блокировка Telegram привела к двукратному росту расходов на облачные сервисы для некоторых разработчиков софта. Проблема затронула в основном небольшие стартапы, вынужденные мигрировать на отечественные альтернативы Google Cloud и Amazon.
Как пояснил глава компании «Эквио» Алексей Вагин, блокировка Telegram привела к 100% росту затрат на поддержание облачных сервисов, что, в свою очередь, привело к росту себестоимости производства софта.
Если раньше компании хранили в российских «облаках» только персональные данные и для остальных нужд использовали мощности Google Cloud и Amazon, то попадание IP-адресов Google Cloud, Amazon и других облачных сервисов под блокировку, заставило разработчиков перейти на использование отечественных облачных сервисов для российских клиентов.
«Например, достаточно простая серверная конфигурация для облака в 30-40 тысяч активных пользователей в Google Cloud Platform стоит $330, то есть около 21 тысячи рублей в месяц, в то время как аналогичная конфигурация на российском провайдере обойдется уже в 64 тысяч рублей в месяц», — рассказал Вагин.
В «Эквио» оценили дополнительные потери в 3-4 млн рублей в год. Другой разработчиков софта Teachbase оценил свои затраты от перехода на отечественные «облака» минимум в один миллион рублей. Есть и другое мнение, например, в компании Hot-WiFi отчитались об однократной трате в 300 тысяч рублей на закупку облачных сервисов, отметив, что сами издержки на сервисы не выросли при переходе на отечественную систему.
По оценкам экспертов, в целом убытки российских компаний из-за блокировок Роскомнадзора составили более миллиарда долларов. А вот VPN-сервисы, которые развивают в основном иностранцы, только выиграли от попыток заблокировать Telegram, резко увеличив популярность своих услуг в России. У некоторых рост числа платных подписок достиг 1000% в месяц.