Будущее социального интернета: интеграция социальных профилей и профилей интересов

Дэвид Роджерс

Складывается такое впечатление, что интернет уже полностью попался в социальные сети. Количество пользователей Фейсбук в этом году перевалило за 800 млн. LinkedIn вывел свои акции на биржу и произвел там полный фурор. Количество твитов в Твиттере достигает миллиарда в неделю. Google, который запустил свою социальную сеть Google+, привлекает 25 миллионов пользователей в месяц!

Поскольку эти и другие социальные сети продолжают расти и развиваться, интернет с большим интересом обсуждает варианты углубления процесса «социализирования» основных сервисов. Например, многим было бы по душе появление социальной коммерции, социальных скидок, социального поиска и пр. Но, тем не менее, существует довольно большой сегмент интернет-услуг, который пока не удалось привлечь к участию в социальных сетях.

Перспективы развития социальных сетей и предоставляемых ими услуг

План Фейсбук, сформулированный его основателем, Марком Цукербергом, заключается в создании досье для каждого пользователя сети, состоящего из всех, с кем данный пользователь дружил или был знаком. Согласно этому плану, все пользователи Фейсбук имеют возможность узнать, чем интересуются их «друзья», что читают, смотрят, покупают, рекомендуют и т.п.

Начиная с 2008 года, Фейсбук воплощал эту концепцию, используя функцию Facebook Connect («Связи через Фейсбук»). Таким образом, социальной сети удалось расширить свое влияние на миллионы вебсайтов и включить их в свою глобальную сеть. Правда, некоторые попытки интеграции пока что можно считать неудавшимися. К ним в частности относятся:

  • Социальная коммерция. Когда в прошлом году авиалинии Дельта начали продавать билеты через Фейсбук, то эксперты поспешили объявить о рождении феномена социальной коммерции, где о каждом купленном вами авиабилете будут знать ваши «друзья». Прошел год. Но мы все еще берем билеты традиционным образом — на сайтах авиакомпаний или турагентств.
  • Социальный поиск. Когда Bing начал выделять другим цветом страницы в SERP, рекомендованные пользователями Фейсбук, то многие писали, что, мол, наконец-то появится социальный поиск. Но доля страниц, которые рекомендовали с помощью кнопки «Like», осталась ничтожно маленькой, что сделало данное нововведение лишь незначительным событием.
  • Социальные скидки. Когда Фейсбук начал предлагать товары и услуги со скидками, многие решили, что у Groupon появился достойный конкурент. Но через четыре месяца запуска этого сервиса, Фейсбук объявил о его закрытии.
  • Социальное телевидение: Когда весной этого года Фейсбук выпустил первый фильм в сети на основе приложения Time Warner Facebook, то все эксперты в один голос писали о появлении феномена под названием социальное телевидение. Единственной проблемой оказалось то, что пользователи не проявили к данной функции никакого интереса.

На последней неделе конференции F8 Фейсбук поделился своими амбициозными планами по интеграции веб брэндов в свою сеть: начиная от плейера фильмов Netflix, музыкального плейера Spotify и заканчивая несколькими другими музыкальными стримерами.

Посмотрим, чем все это закончится. Ведь для того, чтобы сделать интернет сервисы социальными, Фейсбук, а также его партнеры и конкуренты, должны признать свои ошибки и начать учиться на них.

Разница между социальными профилями и профилями интересов

Итак, чтобы социальные сети могли помочь нам потреблять более качественную информацию из всемирной сети, их создатели должны понять разницу между социальными профилями и профилями интересов.

Социальный профиль – это ваше цифровое досье, состоящее из людей, с которыми вы знакомы. Это могут быть члены семьи, коллеги, контакты с конференции, бывшие одноклассники, одноклубники, друзья друзей и т.п. Создание социального профиля возможно в таких социальных сетях как Фейсбук или LinkedIn, на условиях обоюдного согласия (когда пользователи рассылают своим друзьям и знакомым приглашения, которые те вправе принять или проигнорировать).

Профиль интересов – это цифровое досье, состоящее из того, что вам интересно. Как выразился гендиректор Твиттера, если люди видят, что вы «фолловите» бейсбольную команду Сан-Франциско, это не значит, что вы знаете ее игроков лично, просто бейсбол входит в круг ваших интересов. Профили интересов – это обновления ваших клиентов (например, в Твиттере), товары, которые вы покупаете (например, на Amazon), рейтинги, которые вы создаете (например, на Netflix), ваши поисковые запросы (например, на Google) или список ваших вкусов и предпочтений (например, в Hunch).

Проблемы с социальными сетями 1.0

Основной недостаток всех ранних версий социальных сетей, это то, что они не понимали разницы между социальными профилями и профилями интересов. Но ведь виртуальное общение отражает реальную жизнь: наши знакомые и люди, которые нам интересны, не всегда являются одними и теми же личностями.

Например, фильмы, которые нравятся лично вам, могут не нравиться большинству ваших «друзей» (состоящих из бывших одноклассников, коллег, соседей и просто приятелей) на Фейсбук. В большинстве случаев, ваши «друзья» не являются гомогенной группой, читающей одни и те же книги, отдыхающей в одних и тех же местах и одевающейся в одинаковую одежду. Поэтому, нам часто бывает неинтересно узнать, что нравится нашим «друзьям» в Фейсбуке.

Будущее социальных сетей: интеграция профилей

Пока что построением социальных профилей в интернете занимаются исключительно Фейсбук и LinkedIn, а созданием самых качественных профилей интересов — Netflix и Amazon (платформы для узкоспециальных пользовательских рекомендаций).

Но создание социального интернета будет возможно только тогда, когда возникнет сервис, который объединит эти два вида профилей. Некоторые бренды уже предпринимают такую попытку. Например:

  • Социальные круги. Сервис Google+ предоставляет своим пользователям возможность делить «друзей» на «круги» по интересам, так, чтобы с каждым «кругом» можно было делиться соответствующим контентом. В ответ на запуск Google+, Фейсбук повторно создал функцию по управлению собственными социальными кругами.
  • Дополнительные списки источников обновлений. Функция списков в Твиттере позволяет пользователям создавать дополнительные списки людей и брендов, и следить за их обновлениями. Речь идет, например, о списках интересующих вас новостей, знаменитостей, спортсменов или авторов.
  • Узкоспециальные профили. Некоторые нишевые сервисы сосредоточены на создании микросетей, где пользователи объединены по какому-то одному критерию. Например, благодаря микросети Path, можно поделиться информацией или изображениями только с самыми близкими друзьями. А музыкальная социальная сеть Turntable.fm позволяет общаться фанам различных музыкальных групп.

Будем надеяться, что в обозримом будущем количество и качество таких сетей заметно возрастет.

Приоритет в данное время: выбрать правильный профиль

Пока, что мы не достигли такого уровня интеграции, когда один социальный сервис дает нам возможность создать социальный профиль и профиль интересов одновременно. Поэтому, абсолютным приоритетом любой социальной сети должен быть пользователь. Именно пользователь является клиентом любых социальных сервисов, и подстраиваться нужно под его/ее запросы и требования.

Дэвид Роджерс является частным консультантом, лектором и автором книги «Сеть – твой клиент». Он читает лекции в бизнес школе Колумбии (Columbia Business School) и консультирует известные компании, такие как SAP, Eli Lilly и Visa. Эта статья, которая была опубликована на сайте Cisco’s Technology The Network, является независимой экспертизой и не спонсирована компанией Cisco.

Источник

Перевод Ксении Лим

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.