The Verge: У Европы есть причины бояться Google

0

Влад Савов (Vlad Savov), журналист издания The Verge, представил свой взгляд на перспективы Google в связи с последними событиями, относящимися к принятию Европарламентом резолюции о разделении бизнеса интернет-гиганта.

google-eu-featured.jpg

По мнению журналиста, разделение Google на более мелкие бизнесы приведёт к несостыковкам и бюрократическим проволочкам между разными частями интернет-гиганта. При этом, оно даст возможность более мелким компаниям, которые предоставляют услуги худшего качества, конкурировать на рынке. Это выглядит как классический случай «перерегулирования» – наказание успешной компании за преступление, которое состоит в том, что она лучше любой другой. Тем не менее, отмечает Влад Савов, фундаментальная предпосылка разделения верна – Google слишком влиятелен.

То, что Google заслужил своё доминирование в веб-поиске, по мнению журналиста, не вызывает сомнений. Его название превратилось в глагол. Люди пользуются его сервисами во всём мире, потому что он надёжный, точный, современный и всеобъемлющий. Google предоставляет органические результаты поиска, дополненные рекламой и ссылками на собственные релевантные сервисы, например Карты, Новости и YouTube. Реклама – основной источник дохода компании.

Для подавляющего большинства пользователей это кросс-продвижение продуктов Google полезно: оно расширяет формат поисковой выдачи за пределы простого индекса интернет-ссылок и делает это с помощью сервисов самого лучшего качества в каждой категории. Усилия Google по удержанию пользователей внутри своей экосистемы едва ли приносят вред пользователям, но его успех в этом направлении создал нежелательные рыночные диспропорции, которые европейские регуляторы пытаются скорректировать.

Действительно ли мы получаем самое лучшее в Сети, если Google отдаёт приоритет своим сервисам?

Главный пункт раздора между Google и Европой – его статус в качестве интернет-привратника. Google преуменьшает этот момент, но в действительности он управляет 90% всех поисков в Европе, что делает его отправной точкой для почти каждого онлайн-запроса.

Это хорошо работало до того момента, пока Google можно было доверять в целях сохранения высокого качества поиска и предоставления объективных результатов. Но что делать в том случае, если мантра «не делай зла» не срабатывает? Действительно ли мы получаем лучшее, что может предложить Интернет, если Google понижает сайты конкурентов и продвигает собственные ресурсы?

Добавление торговых поисков Kelkoo и Shopzilla там, где они релевантны запросу пользователя, как предлагал Google во время предыдущих переговоров с Еврокомиссией, возможно, не улучшит собственные результаты поисковика. Но при этом оно даст пользователям возможность увидеть, какие есть альтернативы. Это прямое средство, чтобы заставить Google оставаться конкурентным: неудачная попытка найти и предоставить лучшие цены не может быть замаскирована сравнительной анонимностью специализированных поисковых систем. Каждое регуляционное действие должно начинаться с этой базовой предпосылки обеспечения равных возможностей как для Google, так и для его конкурентов.

Поиск гостиниц в настоящее время выдаёт алгоритмические результаты Google, сдвинутые на половину страницы вниз. Они расположены под рекламными объявлениями и собственным поисковым сервисом Google (который при его использовании для бронирования приносит компании комиссию). Для устоявшихся на рынке компаний, таких как Booking.com и Expedia, это означает необходимость платить за то, чтобы быть наверху поисковой выдачи, или потерю доходов.

То же самое верно для авиабилетов, и по мере того, как торговля продолжает перемещаться онлайн, может быть применено к любому типу транзакции, произведённой онлайн.

Google не злодей, а неуклюжий гигант

Альтернативы Google типа DuckDuckGo существуют, но без проактивных пользователей, которые ясно осознают недостатки Google, конкурентное давление на действующего лидера слишком мало. Саморегулирующийся рынок требует, чтобы потребители могли постоянно переключаться между поставщиками в ответ на качество и цену услуг. Но большая часть пользователей Google используют его по инерции в силу давно устоявшейся привычки. Только экстраординарное нарушение приватности или удобство могут побудить пользователей изменить свои привычки, считает Влад Савов.

По мнению журналиста, Европейский союз воспринимает Google не столько, как злодея, а скорее как неуклюжего гиганта, оказывающего вредное воздействие на другие интернет-бизнесы. Поскольку европейские власти стремятся создать единый цифровой рынок, основополагающим принципом которого является сетевой нейтралитет, они рассматривают возможность Google манипулировать поисковыми результатами и отдавать преимущество собственным сервисам как тот дисбаланс, который нужно скорректировать. Даже если Google будет контролировать лишь небольшой сегмент веб-поиска, это не будет иметь значения, ведь он де-факто является поисковой системой для всего континента. Последнее голосование в Европе не обязывает компанию предпринимать какие-либо шаги, но предложение Европарламента «отделить» поиск от других коммерческих сервисов – это, определённо, наиболее агрессивный посыл от Европы за всё время антимонопольного урегулирования, поскольку он может подорвать связующее звено прибыльности Google.

Разговор о разделении компании преждевременен, когда она активно ведёт переговоры

Со своей стороны Google проявлял готовность к сотрудничеству и, по меньшей мере, действовал, чтобы избежать повторения затяжного процесса, имевшего место вокруг объединения браузера Microsoft Explorer с операционной системой Windows. Оба дела касаются компаний, которые занимают доминирующую позицию на одном рынке, используя своё положения для обеспечения своего преимущества на другом. После многих лет борьбы, для Microsoft решение было в том, чтобы предложить пользователям возможность честного выбора способа выхода в интернет. Похожий компромисс сейчас ищется в отношении Google. Заявления о необходимости разделения интернет-гиганта, возможно, являются признаком меньшей терпимости со стороны нового правительства Евросоюза к Google.

Разделение компании определённо не является необходимым, отмечает Влад Савов. Что действительно нужно сделать – ограничить беспрецедентное влияние компании, чтобы получаемая ею прибыль не приводила к ещё большим издержкам других компаний.

В отличии от Microsoft, соглашение между Европой и Google было невероятно близко к заключению и, возможно, оно будет реализовано в ближайшем будущем. На данный момент это всего лишь вопрос принятия решения о том, как много уступок сделает Google своим конкурентам и насколько видимыми они будут. Сценарий разделения компании вряд ли будет реализован, но ей действительно нужно измениться, считает журналист. Если Google продолжить оставаться интернет-привратником, через который проходит бо́льшая часть поисковых запросов, он должен быть переведён на такой уровень беспристрастности и честности, который находится выше и выходит за рамки требуемого от частной компании.