Как получить больше трафика на листинги

Как создавать новые листинги, чтобы они попадали в потребность пользователей?

Евгений Сызранцев, руководитель агентства kite, в своем докладе на Optimization 2019 рассказал о категорийном спросе и о том, какими листингами его можно закрыть. Что могут включать в себя листинги, и как ускорять их индексацию, а также немного о метриках и их анализе.

Какой поисковый спрос и какими листингами закрывается?

Категорийный спрос — это коммерческие запросы без привязки к конкретным сущностям (товарам, книгам, объектам недвижимости). Например, купить диван, аренда квартиры, книги по менеджменту.

Листинг — это список сущностей чего-либо (товаров, объявлений, книг, билетов, услуг и т.д.) от двух и более, а не каждый товар в отдельности.

Результаты поисковой выдачи тоже можно назвать листингом. Но это уже будет листинг документов.

Типы листингов:

  1. «Классические» листинги
  2. Хабовые листинги
  3. Листинги-лендинги
  4. Редакторские подборки (с подключением эксперта)

Классические листинги

«Классические» листинги - это листинги с выборками сущностей, где основную часть занимает сетка товаров, услуг и проч. Их стоит применять на категориях, брендах, фильтрах по характеристикам, а также на результатах поиска по сайту. 

«Классические» листинги могут в себя включать:

  1. Базовые вещи: title, description, h1 заголовок, хлебные крошки, фильтры (не всегда), сортировки, пагинация, меню категорий-подкатегорий.
  2. Список-сетка чего-либо (мини-карточки). Например, товаров, услуг или объявлений.
  3. Дополнительные блоки — дополнительная ценность к выдаче, для тех кто уже пролистал сетку и не нашел в ней ответа.
Пример «классического» листинга, его основная часть - товарная сетка

Список-сетка обязательно должна быть релевантной. Релевантный ответ не должен быть прерогативой только поисковой системы. Очень часто здесь допускаются ошибки, которые приводят к различным проблемам.

Что такое релевантность для листингов:

  • Соответствие сетки товаров интенту (потребности-запросу) из h1
  • Минимум от трех товаров в наличии (исключения подтверждают правило)
  • Полнота заполнения мини-карточек в сетке

Касательно последнего пункта - полноты заполнения карточек в сетке - стоит пояснить, что вхождение ключевых слов на мини-карточках обязательно для SEO. Также на карточке должна быть информация о доставке, цены, диапазоны цен, отзывы. 

Не забываем и про так называемые «триггеры на жадность» - бейджики на скидки, счетчик ограниченного предложения (букинг), акции, бестселлеры. Это очень хорошо работает не только на конверсию, но и на поведенческие характеристики сайта. 

Вывод - плитка или список, должен целиком зависеть от интента пользователя, а не от движка сайта, его дизайна и вкусов вебмастера. Если пользователь ищет мебель или освещение, в первую очередь он должен увидеть визуальное представление товара, и лишь потом его характеристики. Если же пользователь ищет недвижимость, то ему будут важны как раз характеристики - этаж, количество комнат, метраж, условия покупки. 

Где можно применять «классический» листинг

  • Для категорий и подкатегорий
  • Для фильтров-характеристик (например, красный, из дерева и т.д.)
  • Для сортировки (например, аренда квартиры недорого)
  • Маркеры в поисковых фразах: дешево / дорого, рейтинг / популярные, новинки / акции
  • Для брендов  (не инфо страницы)
  • Для реезультатов поиска по сайту
  • Для тэгов — сочетания типов выше друг с другом и уникальные запросы (например, сортировка + 2 фильтра или фильтр + результат поиска)
пример Сортировки на OnRealt.ru

Дополнительные блоки должны создавать дополнительную ценность. Когда пользователь долистал до пагинации, очень важно ему помочь совершить следующее действие. Многие не понимают, что же в этом месте можно разместить, если не SEO-текст. Вариантов на самом деле очень много, например:

  • Карта с объектами
  • Перелинковка (быстрые ссылки и тэги)
    • На соседние листинги
    • На листинги с уточнением
  • Преимущества;
  • Отзывы
    • Оценка вхождений в ротаторе
  • Генерируемый текст
  • Уникальный текст
    • Списки
  • Таблицы 
  • Картинки
  • Лучшие предложения / Хиты продаж
  • Скидки
  • Популярные бренды или модели
  • Статистика
    • Инфографика
    • Исторические данные
    • Максимальные-минимальные что-то
    • Количество предложений
    • И т.д.
  • Вопросы-ответы
  • Лайфхаки
  • Видео блоки
  • Блоки с анонсами статей
  • Статистика в 2-3 предложения
  • Блок заявки — подписка или консультация
  • Характеристики категории (посмотрите, как это делает 220-вольт, Баден-Баден точно не про них)
  • Калькуляторы
  • Условия доставки
Примеры дополнительных блоков

Хабовые листинги

Хабовые листинги - это листинги корневых разделов. Также их можно применять для главных страниц (в редких случаях), и там, где похожие и/или сложные товары (например, матрасы - в сетке они будут выглядеть удручающе однообразно). 

Хабовые листинги хорошо помогают сузить выбор пользователя. На примере  тематики «недвижимость»: на запрос [недвижимость в москве] не стоит вываливать пользователю всю сетку - с гаражами, коммерческой недвижимостью и проч. Это ему совершенно никак не поможет.

Примеры хабовых листингов

Листинги-лендинги

Листинги-лендинги - это очень редкий тип листингов в России, в основном он применяется в тематике отелей и авиабилетов. Листинги-лендинги эффективны тогда, когда полноценная сетка без уточнения интента не поможет пользователю.

Их стоит применять по запросам, для которых нельзя настроить релевантный ответ без уточнения (например, дата вылета или заселения), либо там, где результаты сетки меняются слишком быстро. 

Блоки на листингах-лендингах практически аналогичны классическим листингам, но первый экран — это фильтр для перехода к первому типу с выбором конкретных характеристик/параметров (например, город и даты заезда в отель).

Примеры запросов по которым можно использовать такие листинги: недвижимость в Москве, мягкая мебель, матрасы, ноутбуки, смартфоны.

Классический пример листинга-лендинга

Редакторские подборки (экспертные)

Этот тип листингов представляет собой подборки сущностей с дополнительным контентом и экспертной выборкой (на грани коммерции и информации).

Их стоит применять, когда ограничить выборку автоматическими средствами невозможно - например, запрос [книги по менеджменту]. Экспертные подборки контента очень легко и непринужденно обходят классические листинги в выдаче как Яндекса, так и Google. Такой тип листингов настоятельно рекомендуется тем, у кого очень большой ассортимент и в нем сложно разобраться. 

Пример экспертной подборки издательства МИФ, которая занимает первое место в выдаче по запросу [книги по менеджменту]

Резюме:

Очень важно оценить, что люди ищут на вашем сайте, правильно оценить интент пользователя. Далее весь поисковой спрос правильно разделить по типам листингов, не забыв прикинуть, сколько это будет стоить. 

Создание листингов стоит определенных вложений времени/средств, поэтому обязательно нужно просчитать, сколько будет стоить внедрение, и сколько вы намереваетесь от этого получить. Так например, хороший редакторский контент, как правило, довольно дорогой.

Также важно учитывать, что конкуренты обычно копируют многое друг у друга и не всегда думают при этом о реальных потребностях пользователей. Советуем смотреть конкурентов не по своему ассортименту, а по своей бизнес-модели.  Например, если у вас книги по подписке, - смотрите фильмы по подписке.

Как контролировать и улучшать индексацию 

Здесь действует несколько простых и очень действенных правил:

  1. Не заморачиваться до 10 000 страниц и без регулярного обновления информации
  2. Не нужно людям — не нужно поисковым системам
  3. Постоянно думать над способами сократить в индексе ПС страницы без поискового спроса, а не пытаться их добавить

Если убрать из индекса страницы, которые не пользуются спросом - позиции у сайта только улучшатся.

Кейс индексации сайта OnRealt.ru 

Сайт объявлений о продаже и аренде недвижимости OnRealt.ru нам удалось за полтора года вывести его на 8-е место в категории Недвижимость в Яндексе.

Что мы делали:

  •  <meta name="robots" content="noindex, follow"/> на все карточки, в индексе оставлены только листинги (особенность тематики - категорийный спрос превалирует над карточным)
  • Автоматическая перелинковка всех листингов друг с другом - мы сделали так, чтобы на каждый листинг вели внутренние ссылки, и строились они автоматически (это уже тема отдельного доклада)
  • Активная работа с Яндекс.Вебмастером по причине «Недостаточно качественные» - в результате существенно доработали систему фильтрации объявлений, чтобы не выводить откровенно спамный контент, количество некачественных страниц при индексации сократилось до 3%
  • 200 ОК на листинги от 3-х объявлений - мы их не отдаем на индексацию, потому что они не нравятся пользователям, а следовательно и ПС

И конечно же, все полученные результаты были бы невозможны без корректной технички:

  • 404 на листинги без объявлений
  • Менее 0,1% ошибок на объем в >3 000 000 страниц
  • Высокая скорость первичной загрузки страниц
  • Актуальный sitemap.xml

Анализ внутренних поведенческих метрик и их улучшение

Существует множество инструментов для анализа:

  • Яндекс Вебмастер, Google Search Console
  • Яндекс Метрика, Google Analytics
  • Topvisor.com, Пиксель Тулс, serpstat.com, ahrefs.com, keys.so, SEO CRM, seowork.ru
  • и многие-многие другие.

Сложно сказать, какой из них наиболее эффективный. Однако, наша практика показывает, что максимальный КПД можно получить в связке данных от сервисов друг с другом с помощью Google Data Studio или PowerBi.

То, что можно получить таким образом, это не просто графики - это новые данные и новые возможности, которые позволяют существенно улучшить результаты. На основе этих данных можно принимать качественно другие решения, нежели основываясь на данных какого-то одного аналитического сервиса. 

Кроме того, это очень существенно экономит время и позволяет строить кастомные отчеты индивидуально под каждый проект. 

preview Предупрежден, значит вооружен: учимся исправлять основные ошибки в SEO

Предупрежден, значит вооружен: учимся исправлять основные ошибки в SEO

Как не допустить промаха и выбрать правильную стратегию оптимизации, если впервые занялся самостоятельным продвижением
preview CTR сниппета на выдаче: как выжать больше трафика из своих позиций

CTR сниппета на выдаче: как выжать больше трафика из своих позиций

Как повлиять на вид сниппета в поиске, а вместе с тем и увеличить CTR
preview Рэнд Фишкин об оптимизации «для» и «против» Google

Рэнд Фишкин об оптимизации «для» и «против» Google

По материалам выступления главы SparkToro Рэнда Фишкина на SMX East 2019. Доклад был посвящён эволюции бизнес-модели поисковой системы Google
preview Внутреннее SEO для коммерческих сайтов

Внутреннее SEO для коммерческих сайтов

Наиболее действенные тактики для улучшения внутреннего SEO и получения органического трафика
preview Всё, что нужно знать об алгоритме BERT в поиске Google

Всё, что нужно знать об алгоритме BERT в поиске Google

Частые вопросы и ответы на них
preview Современные проблемы SEO-специалистов

Современные проблемы SEO-специалистов

Подробный анализ часто возникающих у опимизаторов проблем при продвижении сайтов