На сегодняшний день порядка 9% мирового товарооборота приходится на интернет-торговлю. Если посмотреть на последние годы, то видно, что эта доля росла довольно быстро:

Сегодня все специалисты рынка сходятся во мнении, что дальше эта доля будет только расти. Во многом такая динамика обусловлена стремительным развитием одного из самых крупных е-коммерс рынков мира — китайского рынка. По разным оценкам доля е-коммерса от всего ритейла в Китае составляет 17%.  

Аналогичный показатель для России составляет 4%. И вряд ли российский е-коммерс на этом остановится, вероятней всего в самое ближайшее время нас ждет, как минимум, двукратный рост для того, чтобы приблизиться к общемировым показателям.

Уже сегодня годовой оборот е-коммерса в России составляет около 1 трлн рублей в год, что составляет 4-5% от всего товарооборота страны. Если взять отдельно Москву, то здесь аналогичный показатель уже 15-20%.

Несмотря на довольно низкую долю е-коммерса от ритейла, Россия уже сейчас входит в мировой ТОП-10 по объемам е-коммерс рынка и по темпам роста:

Эти два слайда говорят о том, что ближайшие годы Россия уже не выпадет из ТОП-10, но и вряд ли сможет быстро попасть в ТОП-5. 

Так или иначе, доля е-коммерса пока очень небольшая, а оборот в 1 трлн обеспечивается за счет количества покупателей, но никак не за счет количества покупок. Во многих странах количество покупателей гораздо меньше, но при этом они гораздо чаще совершают покупки и на гораздо большие суммы, в результате чего увеличивается товарооборот в е-коммерс.

На сегодняшний день в России насчитывается 37 000 000 активных онлайн-покупателей (совершивших хотя бы одну интернет-покупку за последние 6 месяцев). Это 58% всего населения страны старше 18 лет. Возраст самых активных онлайн-покупателей — 25-34 года. Это говорит о том, что при переходе в следующую возрастную группу (которая сегодня не так уж и активна), эти люди будут продолжать покупать, так как уже привыкли это делать. 

22% аудитории интернет-магазинов — это люди до 24 лет. Они являются очень активными онлайн-покупателями и очень скоро заменят собой и так уже активную аудиторию возрастного сегмента 25-34.

Не секрет, что молодое поколение совершенно по-другому воспринимает информацию, почти непрерывно находясь в информационном потоке. Они гораздо чаще других возрастных сегментов используют социальные сети, смотрят видео и слушают музыку в интернете.  И гораздо реже остальных используют электронную почту, читают новости, пользуются сайтами частных объявлений. Особенности этого возрастного сегмента обязательно нужно учитывать, так как многие привычные рекламные каналы остаются за границей внимания этих людей.

Треть всех российских покупателей проживает в Центральном федеральном округе (ЦФО). По данным на апрель 2018 года 12 416 000 человек совершили хотя бы одну онлайн-покупку за последние 6 месяцев. Здесь проникновение е-коммерса чуть более выражено, чем в среднем по России.

Россияне совершают онлайн-покупки как в локальных интернет-магазинах, так и за рубежом. Эти форматы покупки очень сильно интегрированы друг в друга. Всего около 30% людей делают свои покупки только в российских интернет-магазинах, как минимум три четверти онлайн-покупателей разбавляют этот опыт какими-либо покупками из-за рубежа. Поэтому самый популярный микс в России — это покупка и в российских и в китайских магазинах:

Как видим, тех, кто покупает только в китайских магазинах всего 8%. 

Мотивы покупки онлайн уже несколько лет остаются неизменными:

  • Это дешевле, чем в обычном магазине (31%)
  • Это экономит время (23%)
  • В интернет-магазинах есть товары, которых в обычных магазинах нет (16%)
  • Нет желания ходить по магазинам (11%)
  • В интернет-магазине шире ассортимент (14%)
  • Возможность купить недорогие, но интересны вещи (6%)

Одним из важных трендов последних лет является то, что е-коммерс, хоть и медленно, но становится локальным — доля людей, совершающих онлайн-покупки в российских магазинах растет. Этому есть несколько причин:

  • Крупные торговые сети открывают локальные магазины
  • Появляются конкурентоспособные местные игроки

В целом можно говорить о том, что структура потребления в России возвращается к докризисному уровню. Именно поэтому у е-коммерса есть большие перспективы в развитии. Однако некоторое беспокойство на рынке все же присутствует из-за скачков курса рубля. Как только он повышается, люди начинают паниковать и покупать какие-либо товары (возможно к которым долго присматривались), чтобы подстраховаться от возможного повышения цен. И эта реакция следует практически молниеносно, так как у всех есть доступ к мобильному интернету и совершать покупки можно со своего телефона.

Сегодня каждый пятый онлайн-покупатель делает покупки только со своего смартфона, используя приложения. Такой формат сегодня выбирает порядка 19% покупателей. Стоит отметить, что в 2016 году их было всего 6%. 

Кроме того, все больше пользователей отдают предпочтение безналичным платежам и предоплате. Доля тех, кто оплачивает наличными по факту получения товара за год упала на 6 п. п. На сегодняшний день 57% совершаются с постоплатой (наличными или банковской картой) и 43% — с предоплатой (картой, из электронного кошелька, банковским переводом или через терминал). Это говорит о растущем доверии к возможности покупать по предоплате, а также о том, что онлайн-покупатели ценят свое удобство и время.

Самым удобным способом доставки для пользователей стал самовывоз. Покупателям не очень удобно подстраиваться под график курьерской доставки, а удобней самим забирать заказанные товары:

В Москве требования к сервису интернет-магазинов довольно высоки — покупатели готовы ждать доставку товаров не более 3-х дней, в регионах эта цифра чуть больше — порядка 6 дней. Именно такие сроки доставки из российского интернет-магазина сейчас оцениваются покупателями как хорошее предложение. Но надо иметь в виду, что есть тренд на снижение сроков, и это можно сделать своим конкурентным преимуществом. В самое ближайшее время по требованиям к сервису регионы будут приближаться к столицам. 

 

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.