О том, как за 4 месяца подготовить сайт к пику продаж и вывести его в топ-5 результатов выдачи по высокочастотным запросам, на примере бизнеса по доставке цветов, рассказывает Мария Фомина – аккаунт-менеджер Kokoc Group.

 

В середине октября 2017 года к нам обратился владелец сайта доставки цветов. В течение 5 месяцев продвижением сайта занимался фрилансер, но работа не принесла результатов. По большинству ключевых запросов ресурс не поднимался выше 2 страницы поисковой выдачи Яндекса, а по некоторым – находился за пределами 5 страницы. Бизнес терпел убытки и последнюю надежду владелец возлагал на пик спроса в Международный женский день. Клиент поставил перед нами задачу продвинуть сайт в топ выдачи к 8 марта. Учитывая предстоявшие новогодние праздники и объем работы — 4 месяца слишком мало для решения этой задачи, но нам она показалась интересной.

Корень зла

Обнаружили, что ресурс не подвигался в Google, а значит магазин терял существенную долю потенциальных клиентов. Для того, чтобы исправить ситуацию, добавили сайт в Google Search Console, где можно отслеживать показатели индексации, наличие ошибок на сайте, изменение ссылочного профиля.

Зато в Яндексе, где сайт «зависал» в поисковой выдаче, аудит выявил множество технических дубликатов страниц, например, главной и документов пагинации. Исправили ситуацию с помощью 301 редиректов. 

Нашли что изменить и в структуре сайта. К примеру, вынесли все товары из категорий и подкатегорий в отдельный новый раздел /product/, который теперь представляет собой каталог. Таким образом, поисковики стали определять контент раздела как товарный.

В некоторых адресах нашли ошибки транслитерации и символы, недопустимые для поисковиков, например, незакодированные круглые скобки, усложнявшие управление индексацией страниц. Естественно, заменили их на кодированные значения. Так, ссылка https://site.ru/cvety/czvetyi/eustoma-(liziantus)/ стала https://site.ru/cvety/eustoma-liziantus/.

Подправили карточки товаров. К примеру, добавили в листинг данные по диаметру и высоте всех букетов, чтобы посетители сайта смогли сделать выбор, не заходя на карточку каждого товара. В стоимости каждого букета указали слово «цена», которое является одним из важнейших коммерческих факторов ранжирования. Галереи изображений были сделаны на морально устаревшем JavaScript, поэтому заменили «движок» на современный, чтобы фотографии индексировались поисковиками. У многих букетов отсутствовали описания, а заголовки были некорректными, чтобы сэкономить время, мы их сгенерировали. 

Мертвые души

Помимо технических недочетов обнаружили серьезные проблемы с привлечением посетителей сайта. Оказалось, что предыдущий подрядчик «накачивал» ресурс покупными ссылками и накручивал трафик. 

Накрутка велась как с помощью ботов, так и за счет фиктивных пользователей. Если посмотреть на статистику по глубине просмотров, по браузерам и устройствам, можно определить фиктивный и естественный трафик. У накрученных посетителей был стандартный алгоритм: заход на сайт через браузеры Chrome и Firefox на десктопах и просмотр 2-7 страниц сайта. Тогда как у настоящих пользователей глубина просмотра разная, различаются также браузеры и устройства. 

Глубина просмотров

Распределение по браузерам

Распределение по устройствам

В любой момент сайт мог оказаться под санкциями Яндекса и вылететь «на задворки» выдачи на полгода, поэтому мы сразу отменили накрутку. 

Аренда безымянных 

Как показывает практика, в высоко конкурентных нишах вывести сайт в топ выдачи Яндекса без ссылок невозможно, поэтому следующим этапом стала проработка ссылочной стратегии, которая предполагала размещение 1 000 ссылок на сторонних ресурсах за 6 недель. Конечно, был риск попасть под Минусинск, поэтому постарались максимально обезопасить сайт от санкций поисковика.

Во-первых, использовали 70% безанкорных ссылок (URL-адреса без названий), которые, по опыту, приносят качественный трафик. 

Во-вторых, в качестве эксперимента большую часть ссылок разместили через неосновное зеркало сайта на http. Тогда как у главного зеркала был защищенный протокол https. Смысл затеи в том, что при такой сложной схеме размещения поисковик учитывает ссылки с обоих зеркал, а вероятность попадания под фильтр низкая.

Пример ссылки

Мало огня

К 14 февраля Яндекс полностью проиндексировал обновленный сайт, а мы реализовали ссылочную стратегию наполовину. Поскольку в День всех влюбленных спрос на заказ цветов повышается, можно было оценить промежуточные результаты работы. Проанализировали позиции сайта в поисковой выдаче по 30 ключевым запросам в сравнении с ноябрем прошлого года (начало работ). За 3 месяца удалось существенно улучшить видимость ресурса в выдаче – в среднем на 10-20 позиций по разным запросам, а по фразе [доставка цветов МСК] даже вывести его в топ-5.

Соответственно вырос и трафик сайта: 108 посетителей из поиска в феврале против 10 пользователей в ноябре. Но этих результатов было мало, поэтому мы скорректировали стратегию продвижения. 

Во-первых, поняли, что сгенерированные описания дали слабый эффект. При этом в топе выдачи большинство конкурентных сайтов в категориях и на карточках товаров размещали тексты, написанные копирайтерами. Решили пойти по тому же пути и подготовили описания для 68 страниц сайта, предварительно собрав под них семантическое ядро. 

Во-вторых, учитывая, что 8 марта — последний шанс клиента вывести бизнес в прибыль, рискнули еще раз и усилили работу со ссылками. Терять было уже нечего. 

Кстати, все это время в контактах на сайте клиента значился мобильный номер. При ранжировании по региональным запросам Яндекс учитывает в том числе код города, указанный в телефоне компании, а из-за мобильного номера, поисковик не мог этого сделать. Как раз к середине февраля клиент получил прямой московский номер, который разместили на сайте.

Внесение изменений, включая написанные копирайтерами тексты, заняло две недели. На индексацию изменений поисковиком оставалась одна неделя.

Получили по заслугам

Первые результаты оптимизации стали ощутимы 5 марта. По самому высокочастотному запросу [доставка цветов] сайт вошел в топ-5 результатов выдачи, а по второму по значимости запросу [доставка цветов Москва] — в топ-10. 

Позиции по другим ключевым словам также выросли, по большинству запросов ресурс вошел в топ-10 результатов.

Через пару дней оценили динамику трафика: по сравнению с 14 февраля посещаемость выросла в 6 раз. Конечно, спрос на цветы в марте выше, чем в феврале: по данным Яндекс Wordstat, в 1,5-2 раза. Но даже с учетом роста спроса, оптимизация сайта дала отличный результат, который выразился в увеличении заказов. По сравнению с 12-14 февраля в период 6-8 марта клиент получил в 18 раз больше заявок из поисковых источников. Количество кликов по кнопке «Купить» выросло на 1197% — с 37 до 443 раз, а число оформленных заказов на 1789% — с 9 до 161 заказа. 

Таким образом, за 4 месяца удалось вывести нулевой с точки зрения поисковиков сайт в топ выдачи по ключевым запросам в конкурентной тематике и спасти бизнес клиента. 

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.