Как составить ТЗ крауд-маркетологу. Шаблоны и советы

Автор: Виолетта Ким, контент-маркетолог referr.ru

Качественно-составленное техническое задание — половина успеха. Это помогает заказчику отслеживать эффективность работы, а исполнителям — лучше выполнять задание. 

Но хорошее ТЗ — редкость. Чаще бывает как на картинке, которую на днях прислал наш менеджер по продажам:

 

Дизайнеры, копирайтеры, крауд-маркетологи, сеошники — все жалуются на плохое ТЗ. 

Мы решили не жаловаться и составили шаблоны ТЗ для крауд-маркетологов, которые можно скопировать и отправить исполнителю уже сегодня. 

Для каждой цели — по шаблону, в конце статьи — советы из личной практики. 

Но сначала базовые вещи.

Определяем цели

Перед тем как составлять техническое задание, нужно определиться с масштабами проекта и целями, которые вы перед собой ставите. 

Я советую обязательно проанализировать ссылочный профиль конкурента, чтобы понять, насколько эффективным для вас будет крауд-маркетинг. 

Например, крауд-маркетинг сложно применить, если вы: 

  • региональный бизнес (тут есть исключения — о них написала в конце статьи);
  • компания, специализирующаяся на сложных товарах с ограниченной аудиторией;
  • не сделали базовую внутреннюю оптимизацию сайта и ожидаете эффект от крауд-маркетинга, как SEO-инструмента.

Если крауд-маркетинг подходит, определяемся с целями. От этого зависит выбор стратегии, требования к ТЗ и метрики оценивания результатов. 

Крауд-маркетинг решает следующие задачи:

  • задает динамику ссылочному профилю;
  • увеличивает реферальный трафик на сайт;
  • разбавляет ссылочный профиль;
  • точечно выводит страницы в ТОП-10;
  • помогает протестировать MVP;
  • повышает узнаваемость бренда;
  • улучшает репутацию бренда.

В этой статье мы подробно рассмотрим три шаблона: для динамики, реферального трафика и точечного подтягивания в ТОП-10. Если будет интересно — сделаю вторую часть по остальным задачам.

Шаблоны ТЗ: решаем SEO задачи

Если вы молодой проект, то ТЗ должно быть максимально простым. Потому что на этом этапе у вас одна цель — протестировать крауд-маркетинг для вашей ниши. 

Вот так выглядит классический шаблон для составления ТЗ:

И для старта таблицы — отличное решение. 

Теперь давайте разберем разные шаблоны для конкретных задач.

Шаблон 1: ТЗ для динамичного ссылочного профиля

Цель: задать динамику ссылочному профилю

Как оценивать: смотрим на график в ahrefs.com. Если кривая постоянно ползет вверх — цель достигнута. 

Как выглядит ТЗ?

Что здесь главное?

Когда мы задаем динамику ссылочному профилю, важно, чтобы он состоял из разных трафиковых типов ссылок: 

  • dofollow;
  • nofollow;
  • redirect;
  • безанкорные;
  • картинки.

Ссылочный профиль с положительной динамикой — это знак для поисковых систем, что ваш проект развивается. Это важно для молодых сайтов и реанимации старых, которые переживают период “застоя”. 

Шаблон 2: ТЗ для реферального трафика

Цель: получить целевой реферальный трафик

Как оценивать: отслеживать изменения на графиках “Источник трафика” в Яндекс Метрике и “Лучшие каналы” в Гугл Аналитикс. Если показатель реферального трафика растет — стратегия сработала.

 

Как выглядит ТЗ?

Что здесь главное?

Заранее обсудите с исполнителем два важных момента: 

  1. Релевантность тем обсуждения.
  2. Актуальность ветки. Я советую выбирать те, в которых есть свежие ответы (не старше 30 дней). 

Шаблон 3: ТЗ для роста позиций

Цель: точечно подтянуть страницы, которые в топ 15-20 до топ 5.

Как оценивать: сравниваем рост позиций до и после:

Как выглядит ТЗ?

Что здесь главное? Крауд-маркетинг — это всего лишь инструмент и на хорошее ранжирование страниц влияет совокупность факторов. 

А если коротко, то:

  • через serpstat мы смотрим, какие страницы находятся в топ 15-20
  • прописываем в ТЗ ссылки на эти страницы
  • даем задание крауд-маркетологу оставить комментарии на релевантных площадках с этими ссылками.

6 советов, как сделать ТЗ более эффективным

Как и обещала — фишки из личной практики. О них мне рассказал отдел продаж и производства. Давайте разберем их подробнее. 

Тематика. Если крауд-маркетолог опытный, он сам подберет качественные релевантные площадки согласно тематике вашего бизнеса. И это только плюс. Поэтому дайте подрядчику больше свободы в выборе доноров. 

Регион. Выше я писала, что крауд-маркетинг сложнее реализовать, если у вас региональный проект. Это так, но есть свой нюанс. Региональный бизнес можно и даже нужно развивать на масштабных трастовых площадках, но только обязательно с привязкой к месту. Логика простая: пользователи из маленьких городов редко сидят на местных форумах и предпочитают получать информацию из больших площадок.

Пример запроса из Oтветы@mail.ru

Преимущества проекта. Четко сформулируйте несколько преимуществ вашего проекта и предоставьте материалы, которые это подтверждают: 

— ссылки на реальные отзывы;

— фото реальных продуктов;

— ссылки на видео с ютуба;

— ссылки на социальные сети.

Объем. Если вы молодой проект, то минимальное количество ссылок: 50 и период — один месяц. Если вы большой проект, то и 200 ссылок — может быть недостаточно. Поэтому здраво оцените бюджет и масштабы проекта. 

Целевые страницы. Чтобы выделить страницы, с которыми будет работать крауд-маркетолог, ответьте на следующие вопросы: 

— какие страницы приносят вам деньги и можете ли вы получать с них еще больше;

— какие страницы более маржинальные;

— какие из статей вашего сайта нравятся аудитории больше всего в других каналах распространения;

— какие страницы лучше всего ранжируются? 

— что для вас самое важное?

Анкор/безанкор. Идеальная формула: 80% безанкорных ссылок, 20% — анкоров, если у вас качественный анкор лист.

Есть что добавить? Делитесь опытом в комментариях. 

preview PAIN-подход: Как определить боли клиента и решить его проблемы

PAIN-подход: Как определить боли клиента и решить его проблемы

Что это такое pain-подход, и откуда взялась сама идея подойти к исследованию рынка с точки зрения проблем клиентов
preview Кому подойдет Piwik и чем он лучше Google Analytics

Кому подойдет Piwik и чем он лучше Google Analytics

Чем хороша эта система аналитики, для каких задач она подходит, в какой сфере более востребована и в чем ее ключевые отличия от конкурентов
preview Как начать получать массовые запросы цены в Instagram

Как начать получать массовые запросы цены в Instagram

Что делать брендам, у которых красивый и привлекательный Instagram, а запросов цены и прибыли всё ещё нет
preview Когда поведенческие метрики полезны, а когда – нет

Когда поведенческие метрики полезны, а когда – нет

Когда правильно использовать такие метрики, как показатель отказов, глубина просмотра и время, проведённое на сайте? А когда лучше не обращать на них внимания...
preview Тренды рынка интернет-торговли в России

Тренды рынка интернет-торговли в России

На сегодняшний день порядка 9% мирового товарооборота приходится на интернет-торговлю. И дальше эта доля будет только расти
preview Что необходимо учитывать при продвижении ICO

Что необходимо учитывать при продвижении ICO

Часто маркетологи получают предложения по продвижению ICO. Стоит ли браться за проект? Как оценить предстоящий объем работ и откуда брать трафик