В Госдуму внесен на рассмотрение законопроект о «праве на забвение»

Законопроект, обязующий операторов поисковых систем удалять ссылки на информацию о гражданах, внесен в Госдуму группой депутатов всех фракций во главе с двумя членами комитета Госдумы по информационной политике - Алексеем Казаковым и Вадимом Деньгиным.

Документ обязывает поисковые системы удалять ссылки из выдачи по требованию граждан, если в этих материалах содержится недостоверная или устаревшая информация о них. Граждане смогут требовать, чтобы сервисы удаляли из результатов поиска не только ложную информацию, но и правдивые данные, если с момента их публикации прошло больше трех лет.

Другим законопроектом вводится административная ответственность для операторов интернет-поисковиков за отказ удалить ссылки на информацию о гражданах - штраф на сумму 100 тыс. руб.

Операторы интернет-поисковиков, отказавшиеся исполнить решение суда об удалении таких ссылок, могут быть наказаны штрафом до 3 млн руб., следует из законопроекта. Штрафы операторов - физических лиц и организаций предложено установить одинаковые.

Требовать удалить ссылки на информацию о себе смогут лишь граждане, юридические лица в проекте не упоминаются. В заявлении об удалении ссылок на информацию о себе человек должен будет указать, доступ к какой именно информации хочет удалить, и представить основания для этого. Поисковику отведено три календарных дня на удаление ссылок или мотивированный отказ.

Поисковые системы выступили против принятия законопроекта, обязывающего их удалять из поисковой выдачи ссылки с данными граждан по их запросу. В частности, в пресс-службе Яндекса заявили, что данная инициатива нарушает конституционное право граждан на поиск, доступ и получение информации:

«Если закон будет принят, доступ к большому массиву общественно-значимой информации может быть затруднен. Законопроект возлагает на операторов поисковых систем несвойственные им функции госорганов, обязывает их самостоятельно определять достоверность информации, размещенной в интернете, законность ее распространения, а также наличие в тех или иных событиях признаков преступлений, давать юридическую квалификацию таким действиям и определять сроки давности привлечения к уголовной ответственности».

По мнению компании, механизм, предложенный в законопроекте, «подрывает основные принципы размещения и поиска информации в интернете, а также ведет к нарушению функционирования поисковых систем». Это связано с тем, что законопроект не предусматривает удаления конкретных ссылок, а фактически обязывает оператора поисковой системы самостоятельно искать информацию, имеющую отношение к гражданину - в документе отсутствует требование к заявителю указывать конкретную ссылку, подлежащую удалению. «Это потребует предварительной модерации поискового сервиса. При этом информация останется в интернете, и по-прежнему будет распространяться другими способами, например, через соцсети», - добавили представители Яндекса.

Кроме того, владельцы сайтов не имеют никакой возможности оспорить исключение ссылок из поисковой системы, что повлечет злоупотребление правом со стороны их конкурентов, опасаются в компании. В первую очередь это ударит по работе информационных сайтов и СМИ, доступ к которым будет невозможен через поисковые сервисы.

Напоминаем, 13 мая 2014 года Европейский суд принял решение, которое обязывает Google обеспечивать пользователям «право на забвение» («Right to be Forgotten», RTBF). С тех пор Google получил более 254 тыс. запросов на удаление контента по всей Европе. Согласно официальным данным, в настоящее время 70% RTBF-запросов отклоняются Google. Средний срок обработки запроса за последний год сократился с 56 до 16 дней.

Search Engine Roundtable: Запуск mobile-friendly алгоритма Google затронул лишь 11% сайтов

Запуск mobile-friendly алгоритма Google затронул лишь 11% сайтов. Об этом говорят результаты опроса среди специалистов отрасли, проведённого Search Engine Roundtable

Google показывает мгновенные ответы в подсказках к поисковому запросу

Google может показывать мгновенный ответ прямо среди поисковых подсказок во время ввода запроса пользователем

Спутнику исполнился год

На прошлой неделе проекту Спутник исполнился год. Команда портала подготовила спецпроект, в котором рассказывает о том, что как вырос sputnik...

Koozai: Запуск mobile-friendly алгоритма Google затронул 45% бизнес-сайтов в США

Спустя месяц после запуска алгоритма mobile-friendly Google, специалисты в отрасли пришли к консенсусу, что изменения в выдаче были минимальными

Google: Срок продления поисковой сделки с Apple ещё не подошёл

Срок соглашения о поисковом партнёрстве между Apple и Google, согласно которому Google установлен поиском по умолчанию в браузере Safari, ещё не истёк

Русскоязычному голосовому поиску Google исполнился год

Русскоязычному голосовому поиску Google исполнился год...