Автор: Александр Бортников, старший продукт менеджер SNOW media

Оптимизатору приходится решать множество разных проблем одновременно. Они связаны и непосредственно с продвижением сайта, и с организацией этой работы. Например, чтобы просто создать новую страницу на сайте, оптимизатору нужно завести с десяток задач, требующих участия клиента, дизайнера, копирайтера и программиста. И каждую из них внимательно контролировать, иначе страница не появится никогда.

CRM-система кажется идеальным решением для автоматизации таких процессов. Но на практике всё не так просто. Чтобы найти продукт, который учитывает специфику SEO и подходит под требования конкретного агентства, нужно пройти долгий путь.

Чем помогает CRM

CRM-системы способны решить несколько проблем, неизбежно возникающих у агентств, специализирующихся на поисковом продвижении:

  • Большое количество задач. Поисковая оптимизация — многозадачный процесс. По одному проекту может быть параллельно запущено несколько десятков задач. Если же проектов несколько, то количество активных задач измеряется трехзначными числами. Оптимизатору нужно контролировать все эти задачи, и в такой ситуации надеяться на память уже не приходится.
  • Временные затраты на административную работу. Если оптимизатор ведет 5-10 проектов, то на административную часть (проверка задач, ответы на обратную связь, перевод задач на другие отделы) может уходить от одного до трех часов ежедневно. Автоматизировав управление задачами, можно посвятить это время непосредственной работе с проектом.
  • Несколько ответственных за одну задачу. Решением одного вопроса могут заниматься много специалистов: программист, копирайтер, дизайнер, маркетолог, аккаунт-менеджер, линкмастер. Оптимизатор часто выступает связующим звеном между ними: распределяет задачи по разным отделам, получает обратную связь, «декодирует» ее и передает аккаунт-менеджеру или клиенту.
  • Задача одна, а подзадач несколько. Рекомендации, которые готовит агентство, часто состоят из большого количества пунктов. В процессе работы над задачей оказывается, что некоторые из них согласованы и реализуются, некоторые только согласованы (и не реализуются из-за отсутствия материалов), по некоторым согласование продолжается. В такой ситуации важно не запутаться и видеть общую ситуацию по задаче.
  • У проекта много параметров. Сайт характеризует множество показателей, важных с точки зрения SEO: возраст, тИЦ, количество и качество внешних ссылок, ассортимент товаров, число страниц, текущий статус индексации, ошибки и т. д. Держать в памяти все эти данные и постоянно мониторить техническое состояние сайта непросто, даже если проект один. А если их несколько, то практически невозможно.

Что нужно оптимизатору

Сегодня на рынке очень большой выбор CRM-систем, поэтому первый отбор стоит провести на основе базовых требований SEO. Чтобы реально облегчить работу оптимизатора, система должна поддерживать:

  • Интеграцию с сервисами статистики (как минимум с Яндекс.Метрикой и Google Analytics), а также сбор данных о позициях и трафике.
  • Интеграцию с различными сервисами для веб-мастеров и сбор соответствующих данных.
  • Облачное хранилище данных для обмена и хранения файлов.
  • Удобное хранение и просмотр основных данных о проекте и клиенте (контакты, доступы, важные даты и прочее).
  • Менеджер задач с развитой функциональностью.
  • Автоматическую генерацию отчетов для клиента с возможностью включать в них комментарии от оптимизатора.
  • Контроль за техническим состоянием сайта, автоматический мониторинг основных показателей технической и внутренней оптимизации.
  • Инструменты для поискового продвижения (проверка отклика сервера, анализ контента страниц, сбор данных и прочие).

Этот список не претендует на универсальность, поскольку у каждого агентства или оптимизатора могут быть индивидуальные требования. Но в качестве отправной точки он подойдет.

Панель управления SEO-проектами в одной из CRM-систем. На ней отображается список проектов и ссылки на основные инструменты (контроль технического состояния сайта, аналитика трафика, менеджер задач, автоматизация отчетов и другие).

 

На главной странице проекта отображаются основные данные по нему.

Сведения о сайте и настройки сбора данных.

Сводные данные из сервиса Яндекс.Вебмастер.

Сводные данные из сервиса Яндекс.Метрика.

Что еще стоит учитывать

Чтобы выбрать CRM-систему, которая вам точно подойдет, обратите внимание еще на несколько факторов:

  • Удобство интерфейса. Работать в приложении должно быть просто и приятно, ведь взаимодействовать с CRM-системой придется ежедневно и подолгу.
  • Возможности модернизации. У каждого агентства есть индивидуальные требования и особенности работы. Поэтому часто требуется доработать стандартные решения: что-то добавить, что-то убрать, что-то подогнать под себя.
  • Соответствие списку требований. Большинство CRM-систем не способны выполнять абсолютно все задачи, стоящие перед SEO-агентством. Однако они должны поддерживать самые важные из них.
  • Цена. Эффективность затрат на новый инструмент, разумеется, тоже нужно учитывать. Сейчас у большинства CRM-систем есть бесплатный тестовый период. Так что вы можете проверить выбранную систему на ограниченном числе проектов и сотрудников, а затем собрать мнения команды, не увеличивая свои расходы.

Почему идеальной CRM не существует

Хорошая новость в том, что есть сразу несколько хороших и популярных систем с панелью управления SEO-проектами. Можно назвать SE Ranking, SEO-CRM, SEOWORK, «Пиксель Тулс» и другие программы. В чем плохая новость? Скорее всего, ни одна из них не отвечает всем вашим требованиям. Как и любая другая.

Все дело в том, что SEO-агентства решают задачи из разных областей: поисковой оптимизации, программирования, копирайтинга, дизайна и других. У каждой из них своя специфика и свои требования, в чем-то пересекающиеся, но не совпадающие. А инструменты, разработанные для конкретной сферы, часто удобнее и функциональнее решений, «зашитых» внутри какой-то CRM.

В поисках совершенства

Идеал недостижим, но это не значит, что к нему не нужно стремиться. К примеру, агентство может разработать собственную CRM-систему, закрывающую все потребности. Такой подход требует больших затрат времени и денег, а также постоянного сопровождения, но имеет право на жизнь.

Более реальный вариант — использовать несколько сервисов, дополняющих друг друга. В этом случае CRM-система может стать основным инструментом автоматизации, вокруг которого выстраиваются сервисы для решения отдельных задач. Мы, например, поступаем именно так.

Основное приложение, в котором ведется работа над проектами, используется прежде всего как менеджер задач. Там же хранятся данные и документы по проектам, а также информация о клиентах. Задачи по оптимизации, техническому мониторингу, отслеживанию показателей и прочие решаются с помощью дополнительных инструментов. Причем со временем их список может меняться. Сначала мы выбираем оптимальные сервисы из тех, что на данный момент есть на рынке. Затем, если находятся лучшие решения для той или иной задачи, отдельные инструменты заменяются.

Идеальной CRM не существует, да, но обязательно существует идеальная комбинация нескольких инструментов, подходящая именно вам!

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.