Виталий Кравченко: «Влияние естественного витального трафика на позиции сайта»

Прежде чем перейти к размышлениям об эффективности витального трафика с точки зрения поискового продвижения и его влияния на позиции сайта, следует определиться с терминологией. Витальный трафик – это брендовый трафик. Иными словами, это запросы, которые вводят пользователи, желая найти конкретный сайт.

Далее в материале будут рассмотрены ситуации из практики, когда для одной компании создается несколько проектов. Эти проекты активно продвигаются в сети и работают на то, чтобы продвигать бренд. 

Сегодня существует несколько способов получения витального трафика. К самым распространённым из них относятся: 

  • оффлайн-реклама; 
  • мотивация пользователей; с
  • крытый маркетинг (+крауд-маркетинг); 
  • контент-маркетинг и прочие инструменты маркетинга. 

Всё это дает приток посетителей, которые ищут сайт бренда по названию марки.

Косвенная эффективность от использования инструментов привлечения витального трафика проявляется следующим образом: растёт число упоминаний бренда; увеличивается количество естественных обратных ссылок; в отдельных случаях можно наблюдать влияние на поисковые подсказки и влияние на поведенческий профиль.

В качестве эксперимента автором данного материала было решено произвести небольшую выборку по сайтам, наблюдения за изменениями видимости длились около 9 месяцев.

Цель эксперимента сводилась к тому, чтобы выяснить влияние витального трафика на видимость сайта :

Первая категория сайтов (синий сектор круга) относилась к тем, которые имеют только витальный трафик, при этом они не оптимизированы. Во вторую группу (красный сектор) были вынесены сайты с плохой структурой, некачественным юзабилити – в основном, это ресурсы, восстановленные из веб-архивов. Третья группа (салатовый сектор) представляла собой сайты, у которых есть вхождение основного ключа в домене. В четвёртую группу (фиолетовый сектор) распределили сайты, у которых присутствует витальный трафик и SEO.

Все сайты – коммерческие; содержат уникальные тексты; стартовая доля брендового трафика составляла более 80%, однако в конечном итоге его осталось не более 20%. Все ресурсы продвигаются в одной тематике и в едином регионе. Примерная ёмкость по каждому ядру – 1000-1200 ключей. Измеряли показатель вхождений в Яндекс ТОП-50 и Google – ТОП-100. Сайтов, на которых оптимизация полностью отсутствует, было выбрано – 5. На этих сайтах отсутствует также и витальный трафик, в том числе, для возможности сравнения с «голыми» проектами.

График видимости проектов по Яндексу, составленный по итогам исследования, выглядел так:

График видимости проектов в Google оказался таким:

Выводы по итогам анализа картины оказались следующими:

  • Инструменты маркетинга не способны заменить SEO.
  • Брендовый трафик – хороший инструмент на старте продвижения, он помогает проекту быстрее выйти из песочницы.
  • В некоторых подсказках бренд начал появляться только через 5-6 месяцев.
  • Разница результатов maxNoSEO и minYesSeo составила 79% по Яндекс и 92% по Google.

Также по итогам эксперимента выяснилось, что скорость роста проекта, который был оптимизирован – примерно в 1,5 раза выше, чем показатели для сайтов без оптимизации. При этом сайты с витальным трафиком, но без применений SEO-технологий имеют порог видимости в среднем в 42%, дальше которого не могут выходить без дополнительных технологий.

Для Google витальный трафик практически не имеет никакого значения. Положительную динамику видимости в течении первых 2-3 кварталов имеют все сайты с трафиком или внутренней оптимизацией.

Важно отметить, что 5 «голых» сайтов (на которых поисковая оптимизация полностью отсутствует) на графиках не отражены.

Усреднённая разница в плане видимости по Google для оптимизированных и неоптимизированных сайтов составила 4% (этот процент можно смело списать на погрешность); в то время как усреднённая разница по Яндекс – 13%. В итоге удалось установить, что витальный трафик позволяет улучшить результаты продвижения по Яндексу и практически не влияет на Google.

В целом, брендовый трафик положительно отражается на показателях ресурса на начальной стадии продвижения проекта. В то же время Сайты с «плохим» брендовым трафиком имели такие же показатели как и непродвигаемые сайты. Трафик влияет только на поведенческие факторы и не способен заменить классическое SEO.

Что касается поисковых запросов, то тренды начали появляться в поисковых подсказках Яндекса только, спустя 5-6 месяцев после того, как пользователи начинали активно вводить брендовые запросы. Если сопоставить максимальный результат для сайта с витальным трафиком и минимальный результат для сайта без витального трафика, но при этом оптимизированного – то разница составляет, примерно, 79% по Яндексу и 90% по Google. Скорость роста оптимизированного проекта с витальным трафиком в полтора раза выше, чем у сайта без оптимизации.

Несмотря на наличие на сайте витального трафика, ресурсы, где поисковая оптимизация не проводилась имеют порог видимости ядра – 42-45%. Только на витальном трафике сайт расти не будет. Однако, если косвенные метрики будут оказывать косвенное положительное влияние на сайт, то он будет расти.

Заключительный вывод по итогам исследования можно сформулировать так: в привлечении витального трафика для SEO нет смысла, если это не более рентабельный канал трафика, чем другие существующие (SMM, контекст и прочее).

Доклад Виталия Кравченко «Влияние естественного витального трафика на позиции сайта» прозвучал в рамках All in Top Conf’2016, которая проходила в Москве с 16 по 17 февраля.

Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем. Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя. Языки: английский, французский.