Специалист по качеству поиска Google Владимир Офицеров в своем интервью изданию «Московские новости» заверил, что Google не использует алгоритмы, использующие личные данные пользователей, и объяснил, почему некоторые запросы остаются без ответа.
- Вокруг Google много мифов. Говорят, вы создаете психологический портрет каждого человека в интернете. Говорят, «Google за вами следит».
- У Google нет секретов от пользователей. Мы держим все карты открытыми. Если вы зайдете в профиль своего аккаунта в Chrome, то увидите всю информацию, которую Google может хранить, - запросы, посещенные страницы, язык, географическое положение. У пользователя все под контролем. Если вы просто пользуетесь поиском, то мы о вас почти ничего не знаем, кроме одного - того, что вы искали недавно, а также названия страны и города, из которого вы задаете вопрос. Это требуется для оптимизации, ускорения поиска. Информация не персонализирована, и идентифицировать конкретного человека нельзя. Психологических профилей мы не создаем. Я как инженер поиска не могу получить ни одного байта от сотрудников, занимающихся рекламой. Другими словами, между поиском и рекламой стоит Великая Китайская стена, через которую в Google не просачивается ничего. Алгоритмы, которые мы внедряем в поиск, никогда не используют личные данные.
- У разработчиков поисковой системы никогда не было желания как-то влиять на пользователя через доступный им функционал? Допустим, использовать для этого автозаполнение - «наталкивать» человека на ту или иную мысль.
- Google - это машина. Автозаполнение построено по принципу того, что пользователи чаще всего вводят в поисковую строку. Алгоритм фильтрует только такие вещи, как, например, мат или порнографию. Мы стараемся в автозаполнении не выдавать таких штук. Хотя если вы спросите об этом напрямую, то поисковая машина выполнит свою функцию.
- Но разве конечная цель разработчиков поисковиков не в том, чтобы превратить машину в собеседника человека?
- Конечно, мы думаем о том, чтобы поиск был бы похож на компьютер, с которым можно вести разговор, - своего рода компьютеры из сериала Star track. Правда, как двигаться к этой концепции, пока не очень понятно. На текущий момент, когда машина выдает вам десять страниц результатов поиска, то это десять страниц фактов. А если Google будет вести разговор с вами, то он начнет высказывать мнение. И здесь поднимется вопрос субъективности системы…
- На ваш взгляд, существует ли какой-то критический недостаток всех существующих сейчас поисковых систем?
- Дело не столько в поисковых системах, сколько в недостатке необходимого контента, информации, которую люди ищут. Хотите примеры? Где купить стерлядь в Ижевске? Люди спрашивали у Google и не находили. Оказывается, нет такой страницы в интернете, где об этом бы рассказывалось. Почему такая ситуация? Ума не приложу. Или вот запрос: «что можно сыграть на гитаре без 9-го, 10-го, 11-го и 12-го ладов?»…