Как и что спрашивать с SEO-подрядчика

Разбираемся, что спросить у менеджера по SEO-проекту, чтобы убедиться, что команда, занимающаяся оптимизацией, движется в нужном направлении и понимает, что делает.

Автор: Дина Чёрная, генеральный директор компании SEO.RU

Мы покупаем услуги у настоящих профессионалов. Мы выбираем их по отзывам, по рейтингам, по убедительному контенту или по совету личной гадалки. И мы вроде бы доверяем им, но все же хотим получить дополнительное подтверждение, что исполнитель хорошо понимает, что делает, что мы действительно попали в руки профессионала.

Как же оценить качество такого процесса, где непосредственный результат (рост позиций в поиске) достигается только спустя длительное время (3-6 месяцев), а в этом процессе ты не разбираешься? Как проверить SEO-шника? Правильный ответ: задать нужные вопросы.

Разбираемся, что же спросить у вашего менеджера по SEO-проекту, чтобы убедиться, что команда, к которой вы обратились, движется в нужном направлении и понимает, что делает.

О чем менеджер должен спросить вас в первую неделю и в первый месяц?

На самом старте узнайте у менеджера, что планируется на первую неделю и первый месяц жизни проекта, и когда будет сформирована общая стратегия продвижения. Это будет вашим ориентиром, с которым вы будете сверяться в дальнейшем. В норме стратегия формируется в течение 1-1,5 месяцев со старта, когда проведены все базовые аудиты и выявлены особенности проекта.

В первую неделю у вас точно должны спросить:

  • Доступы к управлению сайтом, если с сайтом будут работать программисты SEO-компании, а не ваши.
  • Доступы к Яндекс.Вебмастер и Google Search Console и счетчикам, если они установлены. Если нет, то вас должны предупредить, что они будут созданы для вашего сайта.
  • Любые ваши пожелания / комментарии к проекту, если это не обсуждалось на этапе заключения договора с менеджером по продажам. В SEO.RU это обговаривается на этапе продажи.

В первый месяц вы должны услышать от менеджера такие вопросы:

  • Какова конечная цель сайта? Это может быть покупка на сайте, звонок, повышение узнаваемости бренда или что-то другое.
  • Если на сайте представлено несколько категорий товаров или несколько разных услуг, то какие из них самые приоритетные?
  • Если товары поставляются в разные регионы, какие регионы наиболее интересны?
  • Каков портрет вашей целевой аудитории?
  • Кого вы считаете вашими конкурентами? Конкуренты в выдаче не всегда совпадают с теми, кого называет клиент, поэтому информация от клиента поможет грамотно сформировать в дальнейшем стратегию.
  • Есть ли сезонность в вашем бизнесе?
  • Используете ли вы другие digital-инструменты (другие каналы привлечения трафика на сайт), и если да, то какие?

Вопросы могут быть заданы в процессе разговора или просто собраны в бриф:

Если менеджер не задает вопросов клиенту – это подозрительно. Потому что продвижение сайта – это совместная работа: только у клиента собрана достоверная информация о его бизнесе, которая необходима для успешного SEO.

Что можно и нужно спрашивать в любой момент продвижения?

В любой момент жизни проекта оптимизатор должен легко ответить на вопросы:

  • Кто главные конкуренты сайта в выдаче?
  • В чем главные факторы успеха продвижения сайта?
  • Какая выбрана тактика получения ссылок (количество, признаки для оценки доноров ссылок, есть ли особенности)?
  • Как именно планируется развивать контент сайта (количество и объемы текстов, какие разделы сайта должны наполнятся текстом в каком объеме, о чем писать, откуда брать информацию)?

Критерий качества здесь – насколько уверенно оптимизатор отвечает на каждый из перечисленных вопросов, опираясь на свой опыт, опыт команды, а также пруфы из достоверных источников. 

Универсальных ответов на эти вопросы нет – все индивидуально для каждого проекта.

Что должно быть сделано в первый месяц?

В первый месяц SEO-подрядчик должен внедрить «гигиенические нормы» для проекта – то, без чего вообще невозможно полноценно заниматься продвижением:

  • Завести личные кабинеты в Google Search Console и Я.Вебмастер.
  • Установить хотя бы один счетчик – Яндекс.Метрику или Google Analytics (в идеале – оба), чтобы можно было посмотреть статистику в любое время.
  • Открыть сайт к индексированию в файле robots.txt и настроить сам файл.
  • Удостовериться, что у сайта нет рисков быть признанным аффилиатом другого сайта.
  • Проверить, наложены ли на сайт санкции поисковых систем, и скорректировать в соответствии с этим стратегию продвижения.
  • Начать процедуру присвоения сайту целевого региона продвижения.
  • Проверить удобство пользования сайтом на мобильных устройствах. Если найдены проблемы – запланировать внедрение адаптивного дизайна.
  • Проверить скорость сайта: должен проходить тест PageSpeed Insights хотя бы в «рыжей зоне»; при наличии проблем – запланировать мероприятия по повышению скорости загрузки.
  • Проверить контент, чтобы запланировать темпы его наращивания: на сайте должно быть хотя бы 10 страниц (для очень узкой тематики), а лучше – от 30-50 страниц. Нужно также отследить, чтобы движок сайта (CMS) позволял создавать неограниченное количество новых страниц.
  • Проверить уникальность контента: в идеале он должен быть в целом уникальным или хотя бы признанным первоисточником. Если нет, то сформировать план работ для повышения уникальности.
  • Оценить, насколько на сайте удобный, понятный и морально не устаревший дизайн.
  • Выяснить качество ссылочного профиля сайта.
  • Проверить, не использовались ли «черные» методы: неконтролируемая закупка ссылок, накрутка поведенческих факторов и прочее.

Все эти «гигиенические нормы» помогают понять, как проверить seo-компанию в первые недели жизни проекта. Если по истечении месяца оптимизатор не может адекватно ответить, почему тот или иной элемент не проработан – есть причины сомневаться в его компетентности.

О чем спросить по итогам первого месяца продвижения?

Как оценить seo-подрядчика после месяца работ над сайтом? Месяц – это первый отчетный период, то есть время предварительной оценки результата в SEO. На этом этапе есть смысл спросить у оптимизатора:

  • Какие особенности проекта он бы выделил? Оптимизатор должен ответить, потому что по каждому сайту есть свои нюансы, влияющие на стратегию продвижения. 
  • Какие проблемы самые острые для проекта? И как планируется их решать? Это особенно важно, если есть критичные проблемы, последствия которых долго дают о себе знать (например, наложены фильтры от Яндекса или Google). И это напрямую влияет на методы поисковой оптимизации.
  • Что было сделано за первый месяц и что запланировано на предстоящий месяц? Узнайте о внедрении «гигиенических норм» и стратегии на ближайшее время. Вот пример стратегии на 3 месяца: 

Такие вопросы – способ почти наверняка понять, что SEO-шник не мошенник.

Что спросить после 3 месяцев оптимизации?

3 месяца – это срок, когда можно получить и проанализировать первый результат от продвижения. Спросите менеджера:

  • Каких результатов удалось добиться? Результатами могут быть конверсии, поисковый трафик, позиции выделенного списка целевых запросов, общая видимость сайта в поиске.
  • Как решаются или были решены обозначенные на старте проблемы? Какие препятствия есть еще на пути (если они есть) и как их собираются преодолевать?
  • Какова стратегия на ближайшие 6 и 12 месяцев? Попросите обозначить общими штрихами самое основное, какие задачи или области работ (контент, код, дизайн, ссылки и так далее) наиболее важные.

О чем спрашивать не нужно?

Есть такие вопросы, которые вроде бы такие детальные и что-то должны выявлять в работе SEO-специалиста, но на деле не только не приносят пользы, но и вредят. Вредят они в первую очередь тем, что отнимают время: оптимизатор отвечает на бесконечные вопросы вместо того, чтобы работать над проектом и оптимизировать сайт.  

Какие вопросы не дадут вам представления об эффективности работ SEO-подрядчика:

  • «В какой конкретно день и час будет сделана вот каждая задача по программированию, включая исправление ошибок по валидатору и создание нового раздела на сайте для публикации новых страниц?» Задачи планируются помесячно, и часто приходится менять приоритеты, потому что в SEO сайт живет и появляются некие новые входные данные. Это нормально, когда одни задачи сдвигаются ради других.
  • «Сделайте мне подробный отчет о том, какой title был на этих 50 страницах, какой стал, и по каждой странице пропишите, почему были использованы те или иные формулировки». Метатег title формируется по стандартным правилам: к примеру, его длина должна быть 70-140 символов, чтобы он умещался в поисковый сниппет. И у каждого проекта есть свои особенности. Например, если одна из важных целей проекта – продвижение бренда, в title всех страниц желательно вставлять наименование бренда. Кроме этого есть ключевые слова, которые нужно вписать в title. Получается, по факту содержимое этого тега формируется не для каждой страницы совершенно по-разному и отдельно, а формируется по некому шаблону под проект. Спросите, какими принципами руководствовался SEO-специалист при заполнении заголовков страниц в целом, а не как и почему был заполнен заголовок для каждой страницы.
  • «Почему в качестве доноров ссылок были выбраны именно вот эти 30 доменов?» Такое имеет смысл спрашивать, если домены подозрительные и не в тематике сайта. Если домены адекватные и похожей темы, то тут то же самое, что с тегами title: есть общие принципы выбора доноров для проекта, по ним формируются ссылки на сайт, и объяснять по каждому донору подробно просто неэффективно.
  • И любые другие вопросы о частностях. Время работы над проектом всех специалистов ограничено бюджетом, и, если менеджер совместно с оптимизатором, программистом и копирайтером заняты ответами на эти частные вопросы, они не работают над продвижением проекта.

При этом, конечно же, если есть конкретная претензия (например, в заголовках страниц встречается упоминание несуществующего на сайте товара), обязательно нужно говорить менеджеру – это как раз правильно.

Общий вывод: после покупки SEO вам необязательно ждать первых результатов, чтобы оценить, насколько профессионально поставлена работа специалистов, – вы можете проверить их, задавая правильные вопросы.

preview Google запатентовал поведенческие факторы

Google запатентовал поведенческие факторы

Еще одно подтверждение тому, что задача удержания пользователей на сайте является одной из основных
preview Стратегия продвижения, независимая от смены алгоритмов поиска

Стратегия продвижения, независимая от смены алгоритмов поиска

Как небольшим сайтам выжить рядом с федеральными брендами и агрегаторами
preview 7 случаев, когда вам не следует делать SEO

7 случаев, когда вам не следует делать SEO

SEO-подрядчики не всегда ставят своих клиентов в известность, что SEO-канал не подходит для их бизнеса
preview Используете JavaScript? 6 способов просмотреть обработанный HTML

Используете JavaScript? 6 способов просмотреть обработанный HTML

В наши дни, когда на сайтах всё чаще используется JS, критически важно знать, могут ли поисковые системы обработать весь контент на странице
preview 14 SEO-прогнозов от Moz на 2019 год

14 SEO-прогнозов от Moz на 2019 год

Команда экспертов Moz поделилась своими прогнозами для SEO на 2019 год и далее. Итак, что же ждёт эту отрасль в ближайшем будущем? Рассмотрим в статье
preview Сохраненные копии страниц – это не то, что находится в индексе

Сохраненные копии страниц – это не то, что находится в индексе

В Яндексе версия анализируемой страницы в сохраненной копии свежее версии в индексе, а в Google – наоборот