Примерно в апреле прошлого года Яндекс ввел для пользователей возможность пожаловаться на релевантность результатов выдачи прямо на странице поиска. Это заметили жители форума Searchengines.guru еще на стадии тестирования новой функции на ограниченном числе пользователей.
В сниппете сайта, кнопка, расположенная рядом с адресом документа, позволяющая перейти к сохраненной копии страницы или просмотреть все найденные по запросу документы с данного сайта, расширилась возможностью пожаловаться на результаты поиска:
Через несколько месяцев возможность пожаловаться появилась у всех пользователей российского поисковика.
Тот факт, что функционал начали тестировать сразу после запуска Минусинска, породил множество предположений и вопросов среди специалистов, поэтому все ждали анонса и официальных объяснений Яндекса о том, кто как и зачем может/должен использовать эту возможность. А главное, зачем это Яндексу, ведь до сих пор все жалобы в обычном порядке направлялись в Саппорт, и всех это устраивало?
Высказывались предположения, что нововведение призвано облегчить работу асессоров, корректировать выдачу после Минусинска, что жалобы попадают для последующей обработки в Яндекс.Толоку и т.д. А также всерьез рассматривалась возможность вредить при помощи кнопки «Пожаловаться» своим конкурентам, привлекая жалобами внимание поисковика к неугодным сайтам.
Прошло более полугода, и про кнопку «Пожаловаться» все забыли, тем более, что АГС и рандомизация выдачи привлекли к себе гораздо больше внимания, чем несущественное обновление в сниппете поискового результата, о котором Яндекс тоже молчал. Редакция Searchengines.ru решила восполнить этот пробел и задала Яндексу несколько вопросов: «Какова цель этого нововведения? Помогает ли это настройке поискового алгоритма? На кого рассчитана эта функция и почему не анонсировалась для того, чтобы пользователи знали, что могут как-то помочь поисковой системе? Не боитесь ли вы, что таким образом, через эту форму многие начнут специально жаловаться на своих конкурентов?»
Ответ PR-службы поисковика: «Мы старались сделать этот интерфейс доступным для всех, нам кажется, он достаточно прост для пользователя любого уровня подготовки. Вообще, у нас в Хелпе уже довольно давно есть описание этой опции, для чего она и как ею пользоваться.
Функциональность ориентирована на пользователей, которые по каким-либо причинам могут быть недовольны как всей выдачей, так и конкретными ссылками. Нам важно это знать и учитывать в дальнейшем.
Разумеется, такая обратная связь помогает нам улучшать качество поиска: если жалобы успешно проходят проверку, то в будущем алгоритмы учитывают их при формировании поисковых выдач. Пытаться таким образом воздействовать на ранжирование конкурентов бесполезно - прежде чем на что-то влиять, все жалобы проверяются, а механизм проверки устойчив к накруткам».
А вот что думают по этому поводу SEO-специалисты.
Дмитрий Севальнев (Pixel Plus): «Возможность пожаловаться на результат или страницу результатов выдачи появилась в Яндексе довольно давно. Ранее, данный функционал уже и появлялся и пропадал, но на текущий момент плотно закрепился в SERP.
SEO-специалисты в массовом порядке пока игнорируют данную опцию, мне и коллегам незнакомы истории, когда кто-то пытался бы активно «накручивать» данную фичу для понижения избранных/нежеланных результатов в выдаче по запросу. С большой долей вероятности, данный сигнал используется спам-аналитиками для оценки тех или иных результатов выдачи на соответствие требованиям качества поисковой системы, а также, алгоритмом для процесса переклассификации поисковых запросов по типам.
Скажем, 1 000 пользователей пожаловались на качество страницы по заданному запросу, в этом случае, алгоритм может переклассифицировать запрос и сделать из него, скажем, не информационный, а коммерческий (или наоборот), чтобы результаты выдачи претерпели значимые изменения или скорректировать механизм переформулировки запроса.
Безусловно, наличие данной опции в результатах выдачи позволяет собирать поисковой системе Яндекс полезный для отдела антиспама сигнал, но определенная «запрятанность» кнопки, делает его, скорее всего, довольно незначительным по объему».
Евгений Тарасов (Левша Инструментс): «Никого из конкурентов при помощи этой кнопки завалить невозможно, это просто один из сигнальчиков в Матрикснет. Есть люди, которые очень любят жаловаться, вполне может быть, что Яндексу интересна статистика именно в этом ракурсе. Также у функционала могут быть и специфические цели, о которых мы не знаем. Зато мы уже точно знаем – раз Яндекс что-то не анонсирует, значит, вредно для задачи».
А вы помогаете сделать выдачу Яндекса лучше?