Всё, что вы хотели знать об индексации мобильных приложений, но стеснялись спросить: беседа с Марией Моевой

Mariya MoevaЗначение мобильных версий сайтов и приложений в современном интернете продолжает расти. Не случайно 21 апреля 2015 года Google официально сообщил о запуске нового алгоритма ранжирования в мобильном поиске, пояснив, что теперь мобильная выдача будет работать абсолютно отдельно от десктопной. Сегодня Google автоматически проверяет все сайты на дружественность к мобильным устройствам. Заметное место заняла и разработка мобильных приложений.

На вопросы президента Stone Temple Consulting Эрика Энджа (Eric Enge) о том, что же необходимо сделать вебмастерам, чтобы выдержать конкуренцию в «мобильное время», отвечает Мария Моева, аналитик поисковых трендов Google, специалист по работе с вебмастерами. До перехода в команду экспертов Мария была одним из ключевых сотрудников отдела качества поиска и знает о требованиях Google к сайтам буквально всё.

Эрик Эндж: Какую дополнительную выгоду приносит издателям контента наличие мобильных приложений?

Мария Моева: Есть несколько причин, по которым я бы советовала их разрабатывать: 1. Приложения становятся «парадным входом» или главной точкой доступа к контенту с мобильных устройств. 2. Мобильные приложения способны предоставить владельцу ресурса целый комплекс дополнительного функционала и возможностей, которые не всегда можно реализовать в веб-версии сайта. К примеру, это может быть возможность сохранения страниц с контентом для последующего доступа к ним в режиме офлайн. Еще одна полезная возможность – мгновенный обмен информацией с мобильного устройства (например, сообщение своей геопозиции; считывание и шеринг данными, полученными с помощью камеры мобильного устройства). 3. Наконец, владельцы мобильных приложений могут получить огромное количество информации о своих пользователях, анализируя их активность и профили. Посредством приложения также можно стимулировать взаимодействие между людьми и ресурсом.

Сочетая расширенные данные с обогащённым функционалом и адаптивным интерфейсом, владелец бизнеса может обеспечить положительный опыт пользователям и увеличить число конверсий. К примеру, владельцы магазинов, торгующих электроникой, могут использовать данные мобильного приложения, чтобы лучше понимать, какие гаджеты интересны покупателям. В дальнейшем людям, добавившим товары в корзину или заинтересовавшимся какой-либо техникой, можно присылать персональные уведомления о скидках и акциях на эти товары.

С другой стороны, в отличие от веб-сайта, мобильному приложению гораздо сложнее отыскать «свой путь к пользователю»: прежде, чем начинать взаимодействие с интересующим контентом человеку нужно установить приложение на свое устройство. Люди могут предпочесть сайт мобильному приложению. Здесь всё зависит от того, на каком этапе пользователи взаимодействуют с содержимым ресурса. Отличный фреймворк для выявления основных характеристик пользовательской аудитории – See-Think-Do-Care – разработал Авинаш Кошик (Avinash Kaushik). Детально понимая особенности и потребности своих пользователей, можно создавать приложения, в максимальной степени удовлетворяющие их потребностям и запросам.

Эрик Эндж: Может ли всплывающая реклама с предложением загрузить приложение, блокирующая контент, негативно отразиться на ранжировании в мобильной выдаче? Стоит ли избегать таких объявлений?

Мария Моева: Лично я, как пользователь, допускаю возможность показа мне подобной рекламы, но только в том случае, если объявление предлагает выполнить действительно полезное с моей точки зрения действие. На самом деле, этот вопрос довольно спорный. Такая реклама может расцениваться пользователями отрицательно, особенно, если объявления показываются прямо на главной странице сайта. И, судя по всему, я не единственная, кто так считает.

Мы заметили, что такие объявления тревожат пользователей. Вот почему, в настоящее время мы размышляем над тем, как решить эту проблему. Следите за нашими новостями. (Примечание редакции Stone Temple Consulting: ранее Майли Овей (Maile Ohye) также ответила на этот вопрос в рамках конференции SMX Advanced).

Альтернативный вариант рекламы без полной блокировки доступа к контенту сайта, – это традиционные рекламные баннеры установки приложений. В настоящее время браузеры Chrome и Safari поддерживают вставку таких баннеров.

Эрик Эндж: Нужно ли создавать в мобильном приложении отдельную страницу под каждую из страниц веб-сайта?

Мария Моева: Это делать не обязательно. Целевые аудитории мобильного приложения и веб-сайта могут совпадать не на все 100%. Соответственно, могут разниться и цели для сайта и для приложения. Если вы размышляете над тем, как лучше структурировать контент, идеальным решением будет чёткое обозначение  целей и расчёт оптимального процента конверсий для сайта и приложения. На основе этих показателей можно разрабатывать контент-план для каждого из типов ресурсов. Кроме того, можно использовать данные метрик для отслеживания эффективности приложения и сайта. Начинать работу лучше всего с анализа статистики поисковых запросов для сайта и приложения, которые доступны в Search Console. Сопоставляя информацию о запросах со статистикой кликов по сайту и приложению, можно понять, что искали люди в каждом из источников.

Известно, что методы распространения контента на сайте и в мобильном приложении могут сильно различаться. К примеру, существует масса мобильных приложений, содержимое которых никак не соотносится с контентом веб-сайтов, при этом у ресурсов один и тот же владелец. Даже сайты-визитки могут разрабатывать мобильные приложения для своих потенциальных клиентов. Мы работаем над лучшей индексацией сайтов, которые предоставляют пользователям информацию о приложении. Об этом мы сообщали на конференции Google I/O.

Эрик Эндж: Назовите, пожалуйста, несколько ресурсов, где шаг за шагом разъясняются все тонкости внедрения функционала глубоких ссылок App Indexing? 

Мария Моева: Мы разработали детальные инструкции по внедрению App Indexing в платформы iOS и Android. Найти информацию можно на наших ресурсах для разработчиков:

Не так давно я записала обучающее видео о том, как использовать Search Console для отслеживания трафика, поступающего из поиска за счёт индексируемого контента приложений:

Если у читателей остались какие-то вопросы, можно задать их нам с помощью специальной формы, и мы обязательно ответим вам.

Эрик Эндж: Для каких поисковых сценариев в SERP или в автоматических подсказках могут показываться иконки мобильных приложений?

Мария Моева: Пользователи могут видеть иконки приложений в выдаче уже сейчас. Это происходит в тех случаях, когда содержащийся в индексе контент из установленного пользователем приложения релевантен запросу. В поисковых результатах логотипы мобильных приложений могут выглядеть примерно так:

Если контент из приложения релевантен запросу пользователя, однако это приложение не установлено на устройстве, в результатах мобильной будет показана кнопка «Установить»:

По завершении процесса установки приложения, пользователь будет перенаправлен именно к той странице, на который содержится контент, релевантный его поисковому запросу:

Эрик Эндж: Выступая на SMX West 2015, вы отдельно подчеркнули, что сайты, мобильные приложения которых отличают страницы с контентом высокого качества, релевантные поисковым запросам, получат преимущества в ранжировании. Что конкретно нужно предпринять издателям для лучшего ранжирования в выдаче?

Мария Моева: Прежде всего, нужно убедиться в том, что внедрение на ресурсе функционала глубоких ссылок App Indexing произведено корректно, да и сам контент стоит того. Поисковую систему в большей степени волнует второй аспект. Мы анализируем целый ряд различных сигналов, поступающих как от сайта, так и от приложения, чтобы убедиться, что в выдаче показывается качественный и релевантный контент.

Добавьте свое приложение в Search Console – это позволит быстрее находить все технические ошибки и, конечно же, анализировать трафик, поступающий в приложение из поиска. В сервисе можно отслеживать поисковые запросы, наиболее посещаемые страницы приложений, статистику показов и кликов.

Эрик Эндж: Правда ли, что более выгодные позиции в выдаче мобильные приложения получают только в случаях, когда поиск осуществляют пользователи, установившие их к себе на устройства?

Мария Моева: Приложения, контент которых релевантен запросу, получают преимущества в любом случае, вне зависимости от установки на устройстве пользователя.

Эрик Эндж: Появится ли поддержка App Indexing в iPhone?

Мария Моева: Мы уже предоставили поддержку функционала App Indexing для iOS некоторым партнерам. Сейчас мы работаем над тем, чтобы эта возможность стала доступна всем. Те, кому интересно поучаствовать в процессе разработки и тестирования функции, могут заполнить форму заявки на специальной странице.

Задать Марии Моевой дополнительные вопросы обо всех аспектах индексации мобильных приложений, можно здесь.

Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем.

Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя.
Языки: английский, французский.