Давненько уж не случалось официальных апдейтов алгоритма ранжирования Яндекса. Последний официальный – под именем «Королёв» – был запущен уже более года тому назад, в августе 2017-го. И вот 19 ноября 2018-го было официально объявлено о запуске нового алгоритма под названием «Андромеда».

На этот раз буднично обошлись без предварительных анонсов. Но на этот раз мы видим, что понятие «новый алгоритм» в Яндексе – это уже не совсем то, что было ранее.

Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что безо всяких объяснений была нарушена уже вполне себе сложившаяся традиция именовать релизы алгоритмов Яндекса названиями городов. Как правило, российских, но случались и вкрапления иностранных – Рейкьявика и Баден-Бадена. Традиция, между прочим, существовавшая аж с 2008-го года. И то, что в этот раз десятилетняя традиция была довольно бесцеремонно прервана, на мой взгляд, символизирует некий идеологический разрыв между разработчиками поиска Яндекса, так сказать, предыдущего поколения и сегодняшнего. Игра в города закончилась, Яндекс устремился бороздить просторы Вселенной.

Во-вторых, по сути, никакого запуска нового алгоритма по факту и не было. Состоялась только декларация множества изменений различного характера и масштаба, которые внедрялись в поиск на протяжении всего времени, прошедшего с момента выкладки предыдущего алгоритма. Собственно, это признает и сам Яндекс, сообщивший в новости об алгоритме «Андромеда», что «в него вошло больше тысячи улучшений, которые были внедрены за последний год».

Причем, наиболее важными заявлены три направления – быстрые ответы, выбор источников и возможность сохранять свои находки. 

SEО-специалистов всегда интересовали изменения непосредственно в алгоритме ранжирования, в том, что принято называть «органической» выдачей.  В официальной новости об этом сказано довольно скупо и обтекаемо: 

«Чтобы люди видели в результатах поиска сайты, которые лучше всего решат их задачу, Яндекс обновил формулу ранжирования. Она стала в большей степени учитывать качество ресурса: насколько хорошо он решает задачи пользователей, часто ли они туда возвращаются и есть ли на сайте раздражающая реклама».

В общем, Яндекс уверенно держит взятый несколько лет назад курс на приоритет поведенческих факторов. Ну, а что касается раздражающей рекламы, то активизация фильтра Яндекса «Малополезный контент, спам, избыток рекламы» наделала много шума в среде владельцев так называемых «контентных» проектов, монетизирующихся за счет рекламы, еще полгода назад

Руководитель Яндекс.Поиска Андрей Стыскин в своем интервью чуть более подробно коснулся темы изменений непосредственно в алгоритме ранжирования. Но и тут мы не увидели ничего революционного. Заявленные изменения оказались связаны с новым алгоритмом поиска с метрикой Proxima. Этот алгоритм обозначен Андреем, как имеющий отношение к «более 30% запросов, которые задаются один раз, и больше никто их не задает». Причем, по его словам, он должен показывать пользователям Яндекса качественные сайты с «правильным балансом интересного контента и рекламных блоков». То есть, получается, что интересы разработчиков поисковых алгоритмов Яндекса продолжают концентрироваться вокруг длинного хвоста низкочастотников информационного характера. Тренд, заданный алгоритмом «Палех» и продолженный алгоритмом «Королёв», похоже, стал основным направлением разработки поисковых алгоритмов. Не получается справиться с длинным низкочастотным хвостом с помощью семантических алгоритмов – надо подтягивать поведенческий анализ.

Этот тренд мало касается интересов отечественной SEO-индустрии, которые концентрируются, в основном, вокруг коммерческих запросов. Ну, конечно, если не считать вышеупомянутых владельцев «контентных» проектов, имеющих цель собирать трафик в первую очередь по информационным запросам. В итоге наблюдаем довольно продолжительное отсутствие (со времен введения алгоритма «Баден-Баден») заявляемых Яндексом инициатив в области ранжирования коммерческих запросов. Похоже, Яндекс предпочел идти другим путем – путем вытеснения органической выдачи из поля зрения пользователя. Тоже вполне себе вариант. Не видно органики – не видно и проблем с ней.

Органику призваны вытеснять с первого экрана так называемые «быстрые ответы», заявленные одним из важнейших направлений нового алгоритма. Значительную часть быстрых ответов составляют так называемые «колдунщики» разнообразного характера. Которые по факту представляют из себя ссылки на внутренние сервисы Яндекса, прямо или косвенно связанные с запросом. В случае коммерческой выдачи это Яндекс.Маркет, а также отраслевые сервисы типа Яндекс.Недвижимости или Яндекс.Авиабилетов. Об этой тенденции я уже писал в своей недавней статье о каннибализации органики. Андрей Стыскин всё это называет «улучшенной интеграцией с другими сервисами Яндекса».

Кстати, теперь к «колдунщикам» добавится еще и сервис «Яндекс.Знатоки», который по опыту аналогичных сервсисов других владельцев имеет все шансы стать благодатной почвой для так называемого крауд-маркетинга (а попросту – спама публичных площадок интернета). А если будет возможность через «колдунщик» Яндекс.Знатоков протащить нужную ссылку в быстрый ответ по нужному запросу, то это подхлестнет крауд-маркетологов вдвойне. 

Также отдельным «колдунщиком» представлен и сервис Яндекс.Коллекции, обозначенный как еще одно из трех важнейших направлений нового алгоритма, а именно, возможность сохранять свои находки. Правда, этот «колдунщик», располагаясь на данный момент справа от органики, не вытесняет её с первого экрана страницы результатов поиска. Этот «колдунщик» сеошникам также будет интересен возможностью разместить изображение с своего сайта на странице поисковой выдачи по определенному классу запросов.

Ну, и третье направление нового алгоритма, обозначенное, как важное, – так называемый «выбор источников». Под ним подразумевается, в первую очередь, раздача значков-медалек в сниппетах поисковой выдачи. О видах значков можно прочесть в соответствующем разделе Яндекс.Помощи. Обращает на себя внимание, что два типа значков – «Популярный сайт» и «Выбор пользователей» – выдаются на основе данных о посещаемости сайта и поведения его пользователей. То есть мы опять сталкиваемся с положительной обратной связью – чем заметней сайт в выдаче, тем больше он получает оттуда трафика, а чем больше получает сайт трафика, тем больше шансов получить зеленую «медальку» и стать заметнее в выдаче. Ну, а положительная обратная связь неизбежно приводит к консервации выдачи, что мы уже проходили после введения кликовых поведенческих факторов, учитывающих кликабельность сниппета в результатах поиска.

Также к направлению выбора источников относится и демонстрация в сниппетах значения рейтинга организации из Яндекс.Справочника, появившаяся в июле этого года. Об этой «пузомерке» я упоминал в статье, посвященной ИКС (индексу качества сайта).  

Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что, на мой взгляд, мы наблюдаем в Яндексе вполне себе закономерный путь миграции конструкторов поисковой выдачи от поисковых технологов к так называемым «эффективным менеджерам». 

Как гласит один из слоганов нового алгоритма «Поиск объединяет множество сервисов Яндекса, как созвездие — множество звёзд«. И надо быть готовым к тому, что в будущем в выдаче Яндекса на первых местах мы будем видеть не лучшие ответы, найденные во всем интернете в его широчайшем разнообразии, а ответы, найденные в сервисах самого Яндекса, значительно ограниченные рамками интересов, обозначенных «эффективными менеджерами». 

Сергей Людкевич
Независимый консультант, супермодератор форума о поисковых системах Searchengines.Guru. Сфера профессиональных интересов - исследование алгоритмов ранжирования поисковых машин, разработка методик поискового продвижения сайтов.