Яндекс исследовал онлайн-СМИ рунета и их читателей

По данным Яндекс.Новостей, каждый день российские СМИ публикуют в интернете около 47 тысяч сообщений. Это в полтора раза больше, чем три года назад: в первом полугодии 2011 года в интернете ежедневно появлялось около 30 тысяч сообщений СМИ. Количество изданий за три года выросло тоже примерно в полтора раза — с 3 до 4,6 тысячи.

Аналитическая группа PR-департамента Яндекса опубликовала исследование российской интернет-медиасферы, в котором описаны новостные издания и их постоянная аудитория.

*Средствами массовой информации в исследовании считаются все сайты, которые передают свои публикации сервису Яндекс.Новости, — независимо от того, зарегистрированы они как СМИ или нет.

По данным исследования, медиасфера выросла за счет региональных и специализированных изданий. А вот число крупных центральных изданий и их активность за три года почти не изменились:

Весной и летом 2014 года активнее всего поставляли новости сайты газет «Комсомольская правда», «Московский Комсомолец», интернет-издание «Русская планета», информагентства ИТАР-ТАСС и Regnum.

Доля перепечаток снизилась c конца 2010 года с 25% до 16%. Центральные СМИ почти не отличаются по этому показателю от региональных. На общем фоне выделяются только СМИ Дальнего Востока, где доля перепечаток достигает 26%, а также Сибири — 20% перепечаток:

Чаще всего российские интернет-издания перепечатывают публикации центральных СМИ, в первую очередь информагентств, или ссылаются на их материалы. Центральные СМИ также самые цитируемые — например, на каждые сто публикаций «Интерфакса» приходилось 753 публикации других СМИ со ссылкой на это агентство. В число самых цитируемых СМИ попали также ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», «Коммерсантъ» и Lenta.ru.

По данным Яндекс.Метрики, на лето 2014, каждый четвертый российский пользователь интернета хотя бы раз в месяц заходил на сайты отечественных СМИ. Однако только 4% пользователей просматривали на новостных сайтах по 30 и больше страниц в месяц.

Почти половина читателей новостей в течение месяца пользовались только одним источником, еще четверть читали новости на двух-трех сайтах:

Аудитория СМИ из разных групп заметно различается по составу и активности чтения новостей. Например, среди регулярных посетителей автомобильных и спортивных изданий 80% мужчин, а среди тех, кто читает издания о налогах и бухучете, мужчин только четверть. У спортивных изданий почти 30% пользователей младше 25 лет, а в группе читателей популярных газет («МК», «Комсомолка», «АиФ» и другие) половине пользователей 45 лет и больше.

В группе изданий, пишущих о недвижимости, 15% трафика приходится на переходы по рекламе. Для сравнения, в группе деловых СМИ или у популярных газет доля рекламного трафика — около 1%.

Переходы из соцсетей стали заметным источником читателей для таких изданий, как The Village, Афиша, AdMe.ru: 17% всех просмотров страниц у изданий этой группы начинались переходом из соцсетей, причём в 59% случаев это был Facebook.

На основе данных о том, какие сайты посещают активные читатели новостей, составлена карта российских интернет-СМИ. Она показывает интерес аудитории к разным изданиям. Размер издания на карте пропорционален числу публикаций этого СМИ в июне-августе 2014 года, по данным Яндекс.Новостей. Чем ближе издания друг к другу на карте, тем больше у них общих читателей (по данным Яндекс.Метрики).

Посмотреть на карте в полный экран

Цветом на карте обозначены группы изданий с похожей аудиторией. СМИ, попавшие в одну группу, читают одни и те же люди. Аудитории СМИ из разных групп пересекаются меньше, чем аудитории СМИ из одной группы.

Интерактивную карту СМИ и подробные характеристики аудитории разных групп можно посмотреть в полной версии исследования.

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.