Яндекс.Маркет и компания GfK Rus изучили, что и где россияне покупают через интернет

За последний год экономическая ситуация в России ухудшилась, резкое ослабление курса рубля и ускорение инфляции привели к сокращению спроса на потребительском рынке. Вместе с тем объем розничной онлайн-торговли продолжает расти. Так, общий объём продаж на Яндекс.Маркете с января по октябрь 2015 года составил 72,5 миллиарда рублей — это на 23,6% больше, чем за аналогичный период 2014 года.

Главное изменение в географии розничной онлайн-торговли за последние годы — резкий рост популярности китайских интернет-магазинов. С осени 2014 года число онлайн-покупателей, заказывавших товары из Китая, в целом по стране выросло на 30%, а с 2013 года — вдвое.

Российские онлайн-магазины по-прежнему очень востребованы: 94% опрошенных хотя бы раз за год делали покупки в интернет-магазинах Москвы и Санкт-Петербурга, 40% — в магазинах других российских регионов.

С ростом популярности китайских магазинов заметно увеличилось число покупателей, столкнувшихся с проблемами при доставке товара. За прошедший год среди россиян, которые делали покупки за границей, 26% хотя бы раз получили некачественный товар (21% в 2014 году), 12% — не то, что заказывали (9% в 2014), 7% вообще не получили товар и не смогли вернуть деньги (5% в 2014).

Спрос на услуги иностранных интернет-магазинов почти целиком удовлетворяют несколько популярных сайтов. Среди российских интернет-магазинов спрос распределён более равномерно, лидеры имеют меньшую долю рынка. При этом более 70% опрошенных россиян пользуются Яндекс.Маркетом для выбора товара.

При выборе и покупке товаров в интернет-магазинах россияне все чаще пользуются мобильными устройствами — планшетами и смартфонами. Со смартфона когда-либо делали покупки в интернете уже почти 30% опрошенных.

Доля респондентов, которые хотя бы раз за год совершали незапланированные покупки (заказывали товары, которые случайно попались на глаза в интернете), составила 65%. Главные причины, побуждающие к спонтанным покупкам, — скидки и бесплатная доставка.

Совместные покупки в интернете хотя бы раз за последний год совершали 22% опрошенных петербуржцев. Чаще всего вскладчину заказывают одежду, товары для детей и косметику. Главные мотивы совместных покупок — скидки за оптовый заказ и низкая стоимость доставки.

Узнать другие подробности о розничной онлайн-торговле можно на странице исследования

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета.
Языки: румынский, испанский.
Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.