Яндекс об интернете в регионах и не только

Сегодня, 2 апреля 2013 года, в московском офисе компании Яндекс прошла пресс-конференция, в ходе которой обсуждались вопросы развития интернета в регионах России. Мероприятие было приурочено к двум значимым датам, которые будут отмечаться на этой неделе - Международному Дню Интернета (4 апреля) и Дню рождения Рунета (7 апреля).

Пресс-конференцию провел директор по маркетингу сервисов Яндекса Андрей Себрант.

Во вводной части своего выступления Андрей немного коснулся истории Яндекса, а также сообщил, что на сегодняшний день у компании есть офисы в Швейцарии, Турции и США. Дата-центры компании расположены по всему миру и ежедневно обслуживают 50 млн. пользователей. Следующая по масштабам европейская компания такого уровня – это Mail.ru Group.

В ходе дальнейшего выступления рассматривался рост интернета вне столиц.

По словам Андрея, так как в Москве и Петербурге уже нет резерва роста (все, кто может уже пользуются интернетом), регулярный прирост аудитории будет происходить только за пределами двух столиц.

Любопытно, что сегодня Москва и Санкт-Петербург не выделяются так сильно на фоне общего количества пользователей глобальной сети из городов-миллионников. В ближайшие годы рост числа пользователей будет наблюдаться абсолютно во всех городах России.

За год проникновение интернета в целом по России выросло на 5,5 процентных пунктов до 52%. Наибольший вклад в увеличение этого показателя внесли города с населением менее ста тысяч человек. Здесь проникновение увеличилось за год на 7 п.п., достигнув среднего уровня по России.

Села по-прежнему сильно отстают, видимо, среднероссийского показателя они достигнут не скоро: в этом году рост проникновения интернета в селах замедлился (5 п.п. против 7 п.п. в прошлом году)

В столицах проникновение практически перестало увеличиваться, остановившись на 70%.

В целом же, по данным ФОМ, на осень 2012 месячная аудитория интернета составляет 61,2 млн. человек старше 18 лет - это более 52% всего совершеннолетнего населения страны. Почти 47 млн. чел входят в сеть ежедневно. У 94% пользователей есть выход в интернет из дома, причем, чаще он широкополосный.

В целом, аудитория интернета растет, хотя темпы роста замедляются. Так, с осени 2010 по осень 2011 года аудитория интернета увеличилась на 17%, а с 2011 по 2012 рост составил 12%.

Доля пользователей, которые ежедневно выходят в сеть, достигла 77%. Рост за год составил всего лишь 2 п.п., что заметно ниже, чем в предыдущие годы.

Что же касается доступности интернета, то за прошедший год скорость фиксированного широкополосного доступа к интернету значительно выросла, а его цена, в пересчете на 1 Мбит в секунду, заметно снизилась – практически в 4 раза, до 26 рублей за 1 Мбит в секунду.

Однако, вероятно, что большинство пользователей не стало платить за интернет меньше, просто теперь за те же деньги пользователи получают доступ на более высокой скорости.

Значительная часть пользователей выбирает тарифы по 500-600 рублей в месяц. В регионах среди таких тарифов скорость доступа в сеть выросла в 4,4 раза до 22 Мбит/сек. В Москве скорость удвоилась, а в Санкт-Петербурге утроилась.

Если смотреть по округам, то Центральный и Уральский увеличили темпы роста, остальные же показали снижение. При этом 86% новых пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Однако все же в стране сохраняется географическая ситуация неравенства,

Далее Андрей сообщил, что сегодня наблюдается определенная революция в интернете - растет число использования мобильных устройств, то есть, использование беспроводного интернета.

По данным ТNS в декабре 2012 года различными мобильными устройствами (телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры), для выхода в сеть воспользовались около 16,7 млн. жителей крупных российских городов. Это почти 27% всего населения этих городов.

За последний год аудитория мобильного интернета выросла на 35%. Наибольший рост показали Приволжский и Северо-Западный федеральные округа – аудитория увеличилась на 60% и на 53% соответственно.

Что же касается цены и доступности мобильного интернета, то в этом плане регионы не сильно отстают от Москвы, и с ценой интернета там все не так плохо.

Для того, чтобы корректно оценить эти показатели для регионов, был введен специальный индекс доступности мобильного доступа к интернету, который показывает, насколько отличается доступный объем трафика у жителя округа и среднестатистического россиянина, при условии, что они тратят на интернет одну и ту же часть своей зарплаты.

Как видно, самая низкая стоимость мобильного доступа к интернету – в Южном федеральном округе, а наибольший индекс доступности – в Санкт-Петербурге. По обоим показателям сильно отстает Урал. Тратя на мобильный доступ такую же часть своей зарплаты, что и среднестатистический россиянин, житель УрФО может скачать без ограничений скорости на 40% меньше данных.

Также Андрей сообщил, что по данным TNS за январь 2013 года большинство пользователей мобильного интернета – 49%, выходят в сеть с помощью смартфонов, в то время как еще год назад лидировали обычные сотовые телефоны. В этом году их доля сократилась в полтора раза и составила 34%. А доля планшетов наоборот выросла – с 6% до 16%.

Распределение мобильных устройств по платформам также изменилось:

По данным Яндекс.Метрики на февраль 2013 года, на долю Android и iOS приходится около 60% мобильных устройств для выхода в сеть (против 42% год назад). Резко сократилось использование телефонов на Java и Simbian.

Кроме того, по словам Андрея Себранта, доступ в интернет с Android и iOS надо рассматривать, как вполне полноценный доступ с ПК - по мощности процессора. По его мнению, пользователи мобильных устройств похожи на зрителей ТВ.

Так, планшет вполне может стать вторым домашним экраном - в прайм-тайм ТВ люди смотрят не телевидение, а в свои планшеты. И планшеты ведут себя абсолютно не как ПК, они больше похожи на телефоны, но все же несколько отличаются от стиля их использования.

Оценивая активность выхода в интернет с разных устройств, можно заметить, что с самого утра люди больше пользуются телефонами - именно с них они проверяют почту после того, как просыпаются.

Люди чаще пользуются интернетом днем, с 10 утра до 10 вечера – и на обычных компьютерах и на мобильных устройствах. Различается только время наибольшей активности. У пользователей компьютеров пик приходится на послеобеденное рабочее время, а с мобильных телефонов и планшетов в интернет больше всего выходят после ужина, в районе 21-22 часов.

Активность пользования интернетом с компьютеров в выходные дни падает. С мобильных телефонов — снижение активности в выходные почти не происходит, а с планшетов на выходных в интернет выходят даже чаще, чем в будни.

Вообще использование планшета привнесло принципиально иной опыт пользователя. Однако, по словам директора по маркетинговым сервисам Яндекса, сегодня нет хороших панельных измерений с точки зрения аудитории использования мобильных устройств - есть только голые цифры и статистика. Андрей считает, что цифры сильно занижены. Голые социологические опросы не могут дать точную статистику, сегодня назрела необходимость в иных исследованиях.

Полный текст исследования Яндекса о развитии интернета в регионах России, которое содержит характеристики всех регионов и сравнение показателей развития интернета по округам, можно скачать здесь.

Завершив презентацию исследования, Андрей Себрант рассказал о том, как Яндекс умеет оценивать скорость мобильного соединения. Мобильное приложение Яндекс.Карт состоит из «тайтлов» кусочков карт - значит, Яндекс видит, когда человек едет где-то и загружает мобильные карты. Яндекс измеряет время, когда отдал тайтл пользователю, и когда пользователь смог загрузить его. Затем, такие массивы данных обрабатываются.

Далее Андрей продемонстрировал «секретный слайд», на котором изображен интерфейс внутренней службы Яндекс.Карт:

Цвета на слайде показывают скорость загрузки тайтлов. Анализируя эти показатели, можно сделать вывод, что в Москве пока все плохо - гораздо лучше в Санкт-Петербурге и вообще на севере.

Подводя итоги, Андрей Себрант сказал, что нельзя точно прогнозировать дальнейшее развитие интернета. Так, лет 8 назад все те, кто строил прогнозы, не подозревали ни о возможном развитии интернета, ни о появлении планшетов. У новых пользователей нет психологического барьера в использовании интернета, и это главное. Устройства сами приходят к пользователям, становятся доступнее и дешевле, появляется более развития инфраструктура доставки данных пользователям.

Вопрос из зала: - В Казани в преддверии Универсиады появилась сеть 4G как она влияет на пользование мобильным данными Яндекса ?

Андрей Себрант: - В Москве появилась довольно интересная модель - модем сплит Wi-Fi теперь картинка с большого компьютера абсолютно переносится в машину. 4 G дает эту возможность.

Вопрос из зала: - Вопрос по секретному сервису- может быть вы будете предоставлять информацию Минсвязи и т.п.?

Андрей Себрант: - Мы открытая компания и ничего не скрываем, но делать статистику поводом для PR-войн мобильных операторов мы не будем.

Вопрос из зала: - Как связан рост запросов видео со скоростью мобильного интернета?

Андрей Себрант: - Безусловно, эти данные коррелируются. Скорость интернета влияет и на количество запросов, и на переходы, и на запросы видео. Через 2-3 месяца у человека, перешедшего с dial-up на ADSL меняется принцип использования интернета, аналогично происходит и с мобильным интернетом.

Вопрос из зала: - Какой рост аудитории планируете для приложений? И как собираетесь на них зарабатывать?

Андрей Себрант: - Пока самая большая доля роста у Яндекс.Карт. У Google число пользователей мобильных карт уже давно превысило число тех, кто использует десктопные, у нас – аналогично. Это уже десятки процентов прироста. Как будем зарабатывать? Как и раньше - на контекстной рекламе. В Яндекс.Такси на контексте мы зарабатываем больше, чем на десктопной версии приложения.

Вопрос из зала: - Есть ли разница по запросам в мобильном интернете?

Андрей Себрант: - Да, есть. К примеру, когда человек вечером сидит с планшетом и смотрит ТВ, очень много вопросов задается по содержанию ТВ программ. 

Обзор подготовила Анастасия Матвеева

Илья Сегалович: «Как лингвистика помогает поисковой системе понять пользователя?»

В Европейском университете Санкт-Петербургa 3 апреля прошла встреча с одним из основателей компании «Яндекс» Ильей Сегаловичем, посвященная теме «Как лингвистика помогает...

Обзор базы Пастухова

Я давно слышал про так называемую базу поисковых запросов Пастухова, но поработать с ней удалось в середине 2012 года...

Путеводитель по фильтрам и санкциям поисковых систем

Поисковые системы за последний десяток лет прошли длинный путь от простого алфавитного указателя до сложных программных комплексов, облегчающих поиск информации в сети интернет

Обзор семинара «Анализ поведения пользователей: сегментируем активность»

28 марта исследователь-разработчик из Яндекса Юрий Устиновский рассказал о сегментировании пользовательской активности в сети

Решение возникающих проблем при продвижении сайтов, использующих механизм обмена данными Ajax

Статья будет полезна для посетителей, которые сталкиваются с проблемами продвижения сайтов, использующих механизм обмена данными Ajax, или просто интересуются проблемами...

Базовые принципы составления хорошего отчета по комплексному продвижению

Отчетность — одна из основных составляющих работ по комплексному продвижению сайта