Яндекс «Острова»: FAQ

16 мая Яндекс анонсировал новую поисковую программу – «Острова». Анонс вызвал много вопросов, в том числе, от вебмастеров и владельцев сайтов. Поэтому редакция Searchengines.ru обратилась в компанию Яндекс с просьбой развеять сомнения, связанные с новым алгоритмом:

1. Как Острова повлияют на ранжирование? Будет ли сайт, который сделал интерактивный блок, ранжироваться выше?

Платформа «Острова» не влияет на ранжирование сайтов, это интерфейсное решение, которое улучшает взаимодействие с уже существующей выдачей. Поэтому само по себе появление острова никак не влияет на позицию сайта, хотя оно помогает сайту предложить пользователям больше возможностей. Однако в долгосрочной перспективе «Острова» способны изменить расстановку сил за счет того, что их создатели помогут сайту привлечь к себе новых пользователей.

2. Почему это выгодно для моего сайта, а не просто приведет к потере трафика?

Интерактивные ответы помогают пользователю сделать первый шаг на пути к решению, но не заменить сайт Яндексом; сама интеракция/действие будет происходить на сайте, а не в поисковой выдаче Яндекса (если вебмастер не настроил свой остров так, что полностью переносит действие на Яндекс). При этом вебмастер сам контролирует, что он готов вынести в поиск и какая часть интеракции должна происходить на сайте. Есть много примеров, когда на поиск можно вынести интерактив не в ущерб функциональности сайта – например, поисковая форма на сайте.

Платформа «Острова» прежде всего ориентирована на те сайты, на которых происходит активное взаимодействие с пользователем — осуществляется поиск, выполняется действие. И весь наш богатый опыт работы с партнерами в рамках колдунщиков и вертикальных сервисов говорит о том, что чем лучше представлен ответ в поисковой выдаче, тем лучше трафик и выше конверсия для сайта.

3. А как же быть информационным сайтам?

Наша задача — лучше показать пользователю, какой сайт отвечает его запросу. В отношении информационных сайтов это означает правильно анонсировать представленный на сайте контент.

В поисковых системах уже существуют спецсниппеты, которые в узкой тематике богаче представляют ответ на сайте. Например, по запросу [рецепт украинского борща] Яндекс показывает пошаговые инструкции. На практике, чем лучше ответ сайта представлен в выдаче, тем лучше трафик на него.

Интерактивные ответы — новые возможности в этом направлении. Они позволят сайту сделать кастомизированный ответ: лучше отрабатывать поисковый контекст, предоставлять real-time данные, анонсировать правильные данные на странице.

Нужно подчеркнуть, что концепция островов основана на взаимодействии с сайтами. Создание острова – дело добровольное, и каждый вебмастер может сам настроить отображение своего контента.

4. Будет ли это в Директе? Как отразится на рекламодателях?

Сейчас мы занимаемся созданием самого продукта, который понравится пользователям, позволит им быстрее решать свои задачи и увеличит их счастье; о конкретном формате, в котором на «островном» поиске будут показываться рекламные объявления, мы будем думать во вторую очередь. Но мы всегда говорили, что Директ – это часть ответа пользователю на его запрос, важная часть страницы с результатами поиска, которая равноценна органической выдаче. Поэтому будет вполне логично, если острова появятся и в Директе. Сейчас эксперименты с островами не затрагивают рекламные размещения. Когда у нас наметятся изменения форматов рекламы и/или мы запланируем масштабное тестирование выдачи, которое может отразиться на рекламодателях, мы заранее подробно обо всем расскажем.

5. Какие следующие шаги? Какие сроки? Как получить инвайт?

В июне будут запущены «Острова» для Турции – там наша аудитория еще не привыкла к нынешнему виду Яндекса и есть больше возможностей для экспериментов. В России бета-версия «Островов» появится в июле, по адресу beta.yandex.ru. Когда Острова выйдут из беты и появятся на основном поиске – зависит от многих факторов, в том числе и от того, как пользователи воспримут бету. Чтобы получить инвайт, нужно кликнуть на кнопку на странице beta.yandex.ru.

6. Что делать вебмастерам? А чтобы мой остров принял участие в июльской бете?

Заходить на http://interactive-answers.webmaster.yandex.ru/, изучить спецификацию, тренироваться создавать свой остров, если возникают вопросы – задавать их через специальную форму. Со временем мы планируем проводить специальные вебмастерские мероприятия, на которых будем рассказывать, как создавать и редактировать острова, и подробнее отвечать на вопросы. Следите за объявлениями на http://webmaster.ya.ru/.

7. Почему вы решили внедрить такие интерактивные ответы?

Интерактивные ответы были в выдаче поиска Яндекса и раньше – речь о колдунщиках, которые мы делали либо сами, либо с единичными партнерами, и ответах от наших вертикальных сервисов. По этим примерам мы видим, что такие ответы действительно удобны пользователям и сокращают время до решения ими своих задач. Но даже вертикальными сервисами можно охватить только отдельные тематики, и всегда остается «длинный хвост» сайтов, данные с которых не попадают в вертикали. Теперь мы решили расширить возможности – и приглашаем поучаствовать в формировании поиска вебмастеров всех сайтов, которые захотят.

8. Сколько планируете на этом заработать? Насколько вырастить долю?

У нас нет таких прогнозов. Но мы верим, что если мы сократим время решения конкретных задач для пользователя, то он будет чаще решать эти задачи в интернете и чаще приходить на Яндекс – ведь люди чаще делают то, что не отнимает у них много времени.

9. Яндекс хочет стать всем интернетом? Сайты будут больше не нужны?

Нет, наоборот. Мы хотим, чтобы возможность богато и интересно представить свой сайт в выдаче была у всех сайтов, а не только у колдунщиков или вертикальных сервисов Яндекса. Интерактивные ответы помогают пользователю сделать первый шаг на пути к решению, но не заменить сайт Яндексом; сама интеракция/действие будет происходить на сайте. Грубо говоря, выдача Яндекса — это торговая улица, а сайт — это магазин на этой улице. Так вот, теперь Яндекс дает вам возможность самим оформлять витрину актуальным товаром.

10. По какому принципу вы будете решать, у кого из сайтов/у каких из сайтов на выдаче по запросу будет остров?

Мы всегда следуем одному принципу — запускать только то, что увеличивает счастье пользователя. Поэтому мы всегда тестируем и измеряем, какое влияние на поведение пользователей оказывают новые элементы. Богатый интерактивный ответ повышает заметность сайта и может перераспределять клики в свою пользу. Однако это может означать, что пользователь кликает на то, что заметно, а не то, что полезно. Это будет сигналом, что мы делаем ответ хуже, и нужна дополнительная проверка — особенно если раньше, когда новые элементы еще не были добавлены, распределение кликов между результатами заметно отличалось. Появление интерактивных ответов будет определяться алогоритмически, исходя из задачи улучшения ответа для пользователя, на базе экспериментов и измерений.

11. Что с измерениями и аналитикой, как теперь можно будет считать переходы?

На данном этапе говорить о конкретике рано. Но мы понимаем важность статистики для понимания вебмастером того, как проходит взаимодействие между пользователем и островом, и важность возможности настройки измерений. Будем стараться учесть это.

В заключение представители компании отмечают: пока «Острова» — это только концепция, над воплощением которой мы активно работаем; когда запустится бета-версия, мы, конечно, будем готовы говорить о них подробнее.

Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем. Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя. Языки: английский, французский.