Яндекс открывает второй фронт в борьбе с SEO-ссылками

События последнего месяца на рынке отечественного SEO наглядно продемонстрировали, что Яндекс всерьез взялся за индустрию ссылкоторговли. Надежды тех, кто продает и покупает SEO-ссылки, на то, что алгоритм «Минусинск», призванный наказывать активных покупателей ссылок, ограничится парой-тройкой показательных порок, явно не оправдались.

Апдейты «Минусинска» стали происходить регулярно с периодичностью примерно два раза в месяц. Более того, анонсы апдейтов стали появляться в официальном твиттере Платона Щукина, пусть и в несколько завуалированной форме (так, например, последний анонс от 4 сентября содержит ссылку на расписание рейсов из Москвы в Минусинск на сервисе Яндекс.Расписания).

Не так давно Яндекс поделился свежими данными по масштабам санкций – с начала работы алгоритма ограничения в ранжировании коснулись 3683 сайтов, и только 687 из них вышли из-под них. В дискуссиях на отраслевых форумах появилось много свидетельств от людей, занимающиеся продажей ссылок, что за время работы Минусинска спрос на покупку ссылок упал примерно в два раза.

Но главный удар по ссылкоторговцам пришел совсем с другой стороны, откуда его, похоже, уже совсем не ждали. 8 сентября в блоге Яндекса для вебмастеров появилось сообщение под заголовком «Сайты, продающие ссылки, будут понижены в результатах поиска (АГС—), в котором была представлена новая версия другого антиссылочного алгоритма – АГС – который борется уже не с покупателями, а с продавцами ссылок.

Прежние версии алгоритма АГС – АГС-17, АГС-30 и АГС-40 – были направлены на борьбу с откровенно низкокачественными сайтами, созданными исключительно под продажу ссылок, так называемых “Made For Sape” (MFS) сайтов.

В ноябре 2013 года я анализировал алгоритм АГС-40, который, был наиболее мощным и затронул примерно четверть биржевых доноров. Результаты анализа были однозначны – пострадал откровенный мусор.

Представители индустрии ссылкоторговли достаточно быстро оправились от того удара – на смену выкошенному мусору были сгенерированы другие сайты, возможно, даже выглядящие внешне чуть более благопристойно. К АГС-40 стали относиться, как к неизбежной мелкой неприятности, типа досаждающих на летнем отдыхе комаров – неудобно, но не смертельно. В свою очередь, оптимизаторы восприняли это как сигнал покупать ссылки пусть с более качественных сайтов, но в любом случае не снижать объемы закупок.

Однако новая версия алгоритма АГС, обозначенная в анонсе как (АГС—), оказалась принципиально иной. Если сравнить декларируемые основные принципы алгоритмов, то мы увидим, что для предыдущего семейства «номерных» АГС заявлялась ориентация на малополезные сайты, создаваемые, как правило, для продажи ссылок, в то время как у нового «АГС-минус-минус» санкции (ограничение в ранжировании и аннулирование ТИЦ) могут быть применены к сайту, злоупотребляющему размещением SEO-ссылок, независимо от его качества. Тем самым Яндекс отчетливо указывает на новый вектор, заданный Минусинском – теперь борьба идет не только с некачественными сайтами, а с индустрией ссылкоторговли в целом.

АГС—, как и его предшественник АГС-40, ударил примерно по четверти биржевых доноров. Однако теперь пострадали в достаточно большом количестве сайты, которые считались одними из самых качественных доноров – так называемыми «трастовыми» – с востребованным у пользователей контентом, сравнительно большими показателями тИЦ и посещаемости. С одной стороны, Яндекс бьет по тем, кому есть что терять, кроме продажных ссылок – снижение трафика с популярнейшей в Рунете поисковой системе неизбежно ставит под удар источники доходов, завязанные на трафик. С другой стороны, аннулирование тИЦ сделает невозможной для этих сайтов монетизацию за счет продажи ссылок – получившие метку «тИЦ не определен» доноры однозначно попадают в число первых кандидатов на чистку ссылок. К тому же, это уже не те сайты, которые проще бросить и забыть, заменив новыми. И их владельцам придется сделать однозначный выбор – снять ссылки и восстанавливать трафик.

Но гораздо более знаковым мне представляется другой посыл Яндекса – он еще раз достаточно ясно показал, что хороших ссылок среди платных нет. И педалируемая многими приверженцами ссылкоторговли идея, что все действия Яндекса, как и прежде, направлены только против плохих ссылок с откровенного мусора, что более аккуратная закупка ссылок с «трастовых» доноров будет работать, как и прежде – на мой взгляд, с треском разбивается о новый АГС—. Накладывая санкции на сайты, сделанные действительно для людей, Яндекс демонстрирует отчетливей некуда – что хороших источников платных ссылок для него теперь нет. И хороших платных ссылок соответственно тоже. И Яндексу гораздо выгодней искоренить весь этот информационный мусор, нежели бесконечно фильтровать его.

При анализе доноров, попавших под новый АГС—, бросается в глаза простейшая корреляция – пострадали сайты, имеющие достаточно большое количество исходящих ссылок. То есть, это были наиболее востребованные у покупателей ссылок доноры, удовлетворявшие их чаяниям о «рабочих ссылках». Получается, все эти чаяния оказались напрасными, эти ссылки не нужны Яндексу для ранжирования. Сейчас ссылочные бюджеты с попавших под санкции сайтов неминуемо перетекут на те доноры, которые новый АГС— еще не затронул. Если Яндекс будет последователен в своих действиях, то вскоре санкции должны будут настигнуть новых лидеров ссылочных продаж.

Возникает вопрос – а какие же ссылки теперь Яндексу нужны? И вот, по поводу темы правильных ссылок 21 сентября Яндекс выступил с любопытной инициативой, которую многие представители индустрии ссылкоторговли сочли за бестактный троллинг – конкурсом на лучшую естественную ссылку. Тем самым сотрудники Яндекса все больше пытаются разделить в сознании оптимизаторов и владельцев сайтов понятия «рабочей» естественной ссылки и «нерабочей» SEO-ссылки. Судя по всему, они сделали серьезные выводы из своего психологического фиаско 2014-го года, когда посчитали, что одной только декларации об отмене ссылочного для коммерческих запросов достаточно для того, чтоб запустить необратимый процесс отказа от платных ссылок.

Ну, и в заключении хотелось обратить внимание на еще одну интересную новость от Яндекса. 14 сентября было объявлено о тестировании нового подхода релевантности документов.

Дело в том, что в летние месяцы была замечена все более нарастающая нестабильность результатов поисковой выдачи по многим запросам. Можно было наблюдать большое количество вариантов топа по одному и тому же запросу даже в одном браузере на одном компьютере, просто обновляя страницу поисковой выдачи. Более того, даже сайты, попавшие под санкции Минусинска, периодически появлялись в топах выдачи своей тематики.

И вот Яндекс объяснил происходящее – оказывается ему не хватает пользовательской информации для тех документов, которые не попадают в зону видимости пользователя из-за низкого ранжирования. И ему приходится кратковременно подмешивать эти документы в видимую часть поисковой выдачи, чтоб оценить кликабельность сниппета и поведение пользователей, перешедших на эти документы из поиска.

На мой взгляд, это еще одно свидетельство того, что произошли существенные изменения в ранжировании, вызванные отказом от учета SEO-ссылок. Важный рекомендательный сигнал меняет свой характер с ссылочного, оказавшегося окончательно дискредитированным промышленными масштабами накрутки платными ссылками, на поведенческий. И Яндексу нужно теперь больше поведенческой информации. Что, в свою очередь, существенно повышает важность создания хорошего, удобного, удовлетворяющего потребности пользователя сайта. Вот только насколько успешно справляется Яндекс уже с накрутками поведенческого сигнала?

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.