Яндекс показывает более миллиарда поисковых подсказок в день

Каждый день всем своим пользователям Яндекс показывает поисковые подсказки в сумме более миллиарда раз, а за время ввода одного запроса, пользователь может увидеть в среднем десять наборов подсказок. Команда Поиска Яндекса рассказала в корпоративном блоге о подготовке поисковых подсказок, их актуальности, персонализации и эволюции.

Поисковые подсказки в поиске помогают пользователю сэкономить время и не печатать запрос целиком. Яндекс понимает, какие подсказки показать, даже если пользователь забыл сменить раскладку клавиатуры или опечатался. Как и почему это возможно?

Список поисковых подсказок формируется после фильтрации всего потока запросов к Яндексу. Также туда добавляются названия энциклопедических статей, музыкальных произведений и другого подходящего контента. Список проходит несколько фильтров, каждый из которых отсеивает некоторые типы запросов. Например, совсем редкие запросы или содержащие ненормативную лексику. Вместе с фильтрацией запросов в них исправляются опечатки. В итоге остаётся более сотни миллионов запросов, которые и становятся подсказками.

Для каждого региона составляется свой список поисковых подсказок, основанный на местных запросах:

Поскольку новые популярные запросы появляются постоянно, список поисковых подсказок регулярно обновляется — не реже, чем раз в день. А запросы, потерявшие актуальность, удаляются. Кроме того, у Яндекса есть специальный «быстрый» список подсказок — для запросов о событиях, которые произошли только что. Запросы для него отбираются по сложной формуле, которая учитывает, в том числе, насколько резко вырос поисковый интерес к теме, как много появилось новостных сообщений и постов в блогах. Быстрый список обновляется каждые полчаса.

В некоторых случаях уже на этапе набора запроса среди поисковых подсказок появляется ещё и навигационная — адрес нужного сайта. Например, уже по первым буквам запроса [википедия] первой подсказкой будет ru.wikipedia.org. При выборе навигационной подсказки пользователь сразу попадает на соответствующий сайт.

Этот пример показывает, что подсказки могут не только упрощать ввод запроса и адаптироваться под пользователя, но и решать его задачи. В том числе и без помощи поиска. Например, ответы на некоторые запросы можно получить прямо в подсказках:

Напоминаем, подсказки в поиске Яндекса появились в 2008 году, в 2011 году был введен механизм обновления поисковых подсказок с учетом интереса пользователей к той или иной теме, т.е. они стали актуальными. В феврале 2012 года появилась персонализация подсказок для всех зарегистрированных пользователей, а в мае этого же года в поисковых подсказках появились цифры и факты.

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.