Яндекс, владеющий крупнейшим агрегатором интернет-магазинов Яндекс.Маркет, выступил с критикой правительственного законопроекта о возмещении убытков за размещение на сайтах недостоверной информации о товарах. Об этом сообщило издание «Коммерсант» со ссылкой на заявление представителя компании.
Во время совещания в Минэкономики, где в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия обсуждались поправки в закон «О защите прав потребителей», представитель Яндекса подтвердил, что компания не согласилась с текущими формулировками. Яндекс считает, что «принятие предложенного законопроекта несет ряд существенных рисков, которые негативно повлияют на деятельность сервиса Яндекс.Маркет.
Роспотребнадзором были подготовлены поправки, которые вводят понятие «агрегатор товаров» по отношению к организациям, размещающим на своем сайте по договору с продавцом информацию о товарах и обеспечивающие прием сообщений от покупателей об их намерении заключить договор купли-продажи с продавцом, а также осуществляющие прием денежных средств. Законопроект обязывает агрегаторов документально подтверждать полномочия действовать в интересах продавца, а также сообщать информацию о товаре. Если же агрегатор предоставляет о товаре или продавце недостоверную информацию, то на него возлагается ответственность за убытки, возникшие у потребителя вследствие такой информации.
Яндекс выступает против такой формулировки, которая возлагает на компании, являющиеся «по сути рекламоносителями», обязанности, присущие продавцам. Понятие «агрегатор» можно распространить и на сайты платежных систем, считают в компании. Обязательство представить потребителю документ о полномочиях действовать в интересах продавца, по мнению Яндекса, «открывает простор для злоупотреблений и недобросовестной конкуренции путем истребования таких документов у агрегаторов с целью получить доступ к их коммерческой тайне». Яндекс также видит угрозу «злоупотреблений» в статье об ответственности агрегаторов. Компания считает, что «у потребителя появляется фактическое право потребовать одновременного возмещения убытков от агрегатора и возврата денежных средств, уже уплаченных за товар, от продавца». В качестве альтернативы Яндекс предлагает обязать агрегаторов возмещать «реальный ущерб» в пределах суммы предоплаты, внесенной потребителем на банковский счет агрегатора. «Тем самым ответственность агрегатора будет соразмерна его участию в исполнении договора между потребителем и продавцом товара (услуги)»,— считают в Яндексе.